Поделиться:


На форуме «АТОМЕКС 2016» эксперты обсудили условия привлечения подрядчиков на рынок сооружения объектов атомной отрасли

Эксперты Госкорпорации «Росатом» и Отраслевого центра капитального строительства (ОЦКС) Росатома приняли участие в деловой программе VIII Международного форума поставщиков атомной отрасли «АТОМЕКС 2016», который прошел в Москве в «Экспоцентре» 19-20 октября 2016 года. Мероприятие ежегодно организуется Госкорпорацией «Росатом» при поддержке Министерства энергетики Российской Федерации и Министерства промышленности и торговли Российской Федерации. В рамках Форума традиционно проводятся международная конференция и выставка поставщиков оборудования и услуг.
Одним из ключевых мероприятий форума стало секционное заседание «Программа капитальных вложений Госкорпорации «Росатом» на 2016-2017 год, привлечение новых подрядчиков на рынок сооружения объектов использования атомной энергии». В ходе заседания эксперты обсудили вопросы, касающиеся перспективных направлений в сооружении объектов атомной отрасли, совершенствования отраслевой системы закупочных процедур, расширения круга потенциальных участников и внедрения эффективных стандартов реализации инвестиционно-строительных проектов Госкорпорации «Росатом» и ее организаций.
С основным докладом на заседании выступил заместитель директора по капитальным вложениям Госкорпорации «Росатом» Николай Виханский. Он сообщил, что Росатом занимает лидирующие позиции в области строительства объектов атомной отрасли и является одним из крупнейших инвесторов в Российской Федерации. При этом большая часть объема капитального строительства приходится на проекты зарубежных АЭС. «Если ориентироваться на проекты, по которым уже заключены контакты и которые находятся на начальной стадии реализации, то можно говорить о том, что к 2020 году объем сооружений в зарубежных странах возрастет в три раза», - пояснил Николай Виханский. По его словам, в нынешних экономических условиях и при обострении конкуренции на рынке особого внимания требуют вопросы сокращения временных затрат, увеличения прибыли, улучшения качества, расширения рынка сбыта и повышения эффективности процессов проектного управления. Кроме того, Росатом ведет ряд ключевых проектов, направленных именно на развитие структуры строительного комплекса.
В ходе секционного заседания было отмечено, что в стройкомплексе атомной отрасли продолжает развитие проект по привлечению внешних подрядчиков. Как отметил в докладе руководитель группы управления проектами ОЦКС Росатома Александр Луценко, в настоящее время значительно повышен уровень информированности потенциальных участников конкурентных процедур, растет эффективность работы системы закупок и развивается конкуренция среди поставщиков стройкомплекса атомной отрасли. «Результаты проекта не заставили себя ждать: количество допущенных участников конкурсов увеличилось более чем на 70%, а экономия по итогам процедур выросла практически на 10%», – уточнил Александр Луценко. Кроме того он отметил, что отбор участников стал более целенаправленным благодаря получению актуальной двусторонней связи и внедрению нового формата информационных встреч с подрядчиками, которые проходят непосредственно на площадке заказчика.
Также в фокусе внимания экспертов на секционном заседании были вопросы нормативного регулирования, ценообразования и практического применения инновационных технологий и материалов в стройкомплексе атомной отрасли. Начальник отдела специальных проектов ОЦКС Росатома Игорь Табаев подробно рассказал о переходе на новую модель корпоративной системы внедрения новаций в атомной отрасли и о создании на базе ОЦКС Центра трансфера технологий (ЦТТ). «Центры трансфера технологий позволяют повысить эффективность деятельности корпорации за счет выделения отдельной команды людей, нацеленных на поиск и внедрение новых технологий, инвестиций в привлекательные проекты, расширения сферы контактов и возможности реализации проектов вне своих текущих приоритетных областей», - сказал он.
Отдельная дискуссия секционного заседания была посвящена вопросам проведения оценки соответствия строительных субподрядных организаций при сооружении объектов использования атомной энергии и внесении изменений в Градостроительный кодекс в части изменения правового положения и полномочий СРО. «Грядущая реформа имеет существенные риски, в частности, в аспекте децентрализации системы подрядных организаций по региональному признаку, разрыва единого нормативно-технического пространства, ослабления надзорной и контрольной деятельности», - отметил начальник отдела отраслевой методологии и капитальных вложений Госкорпорации «Росатом» Дмитрий Муратов. По его словам, в настоящее время эксперты рассматривают варианты перераспределения функций СРО по разработке стандартов в области инженерных изысканий, проектирования и строительства, а также контроля выполнения подрядчиками требований стандартов Госкорпорации «Росатом».
Кроме того, в рамках деловой программы форума состоялось совещание по вопросам создания системы сетевого обучения персонала организаций, осуществляющих работы по сооружению ОИАЭ в России и за рубежом. С докладом на нем выступил начальник Управления по развитию отраслевого строительного комплекса ОЦКС Росатома Андрей Голованов, который рассказал о стратегии развития отраслевого Центра оценки компетенций (ЦОК), формируемого на базе ОЦКС Росатома. «В первую очередь, мы должны сформировать систему требований к компетенциям работников, разработать предложения по подготовке инженерно-строительного персонала и организовать качественное обучение. Именно благодаря реализации этих задач формируется высококвалифицированный кадровый состав работников строительного комплекса», - сказал Андрей Голованов. Он также отметил, что до конца 2016 года планируется подготовить методологическую базу для работы ЦОК, а первую независимую оценку квалификации работники строительного комплекса атомной отрасли смогут пройти уже в 2017 году.
В целом деловая программа Форума предусматривала проведение более 10 мероприятий. В пленарном заседании участвовали руководители федеральных органов исполнительной власти, предприятий атомной отрасли и оборонного комплекса Российской Федерации, а также заинтересованных ведомств и общественных организаций. в частности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, рации, Госкорпорации «Росатом» и других.