В центре внимания – ядерно-радиационная безопасность

осуществляет Департамент управления персоналом (директор — к.ю.н. С. М. Круппо).Была проведена программно-образовательная сессия по подготовке оперативного кадрового резерва руководителя Росатома. Это был пилотный проект по оценке, формированию и обучению кандидатов в личный резерв С. В. Кириенко, целенаправленная попытка ответить на вопрос, способны ли претенденты на высокие должности работать в команде, могут ли они эффективно управлять проектами, готовы ли к конкурсным процедурам и назначениям на предприятиях отрасли.В конце марта нынешнего года центр “Управление карьерами” приступил к реализации проекта в одной из ключевых областей деятельности создаваемой госкорпорации “Росатом”.

В ЦИПК прошла первая стратегическая сессия “Задачи формирования системы управления ЯРБ в 2008-2010 гг. и на перспективу”.— Наш проект является продолжением сессии, состоявшейся в ноябре 2007 г, — рассказывает П. В. Малиновский. — Мы обеспечиваем переход такого важного направления для отрасли как ядерно-радиационная безопасность (ЯРБ) в новое организационно-управленческое качество. Преемственность есть, но задачи совсем другие, и поэтому нам надо сделать большую, сложную работу. Мы разрабатываем, скажем так, передовые для отрасли технологии и апробируем их. Этот проект и есть апробация нескольких кадровых технологий.

Собирающей является технология формирования эшелонированного кадрового резерва для атомной отрасли. Мы практически приступили к реализации этого направления в сфере обеспечения ЯРБ. В связи с происходящей реорганизацией отрасли и обеспечением плавного перехода службы ЯРБ ФААЭ в состав создаваемой госкорпорации “Росатом”, мы решаем три задачи. Первая — разработка предложений по совершенствованию и формированию системы управления ядерной и радиационной безопасностью; вторая задача — формирование эшелонированного кадрового резерва; и третья — создание Школы ЯРБ. Значимость первой очевидна, поскольку без этого сопровождения в такой чувствительной области, как ЯРБ, существует много рисков в создании новых систем управления. Обеспечение ЯРБ — это зона международной ответственности России. В этом отношении служба должна выстроить новые отношения с мировым сообществом и с управляющими структурами, которые вместе с Росатомом отвечают за поддержание безопасности в стране. Поэтому экспертная работа, которую мы начали, выступает как самостоятельная задача.Для нас она важна с точки зрения двух других.

Это позволяет нам приступить в режиме реальных проектных разработок и исследований к выявлению лучших и наиболее перспективных людей в отрасли, формированию эшелонированного кадрового резерва: оперативного, стратегического, тактического резервов и резерва перспективного — из студентов и школьников. Ну а третья задача непосредственно связана с особенностью воспроизводства кадрового потенциала в этой сфере, потому что общий тренд ухудшения качества и количества готовящихся специалистов известен, а в сфере ЯРБ фактически нет системы кадровой подготовки. Кадры “выращиваются” теперь на местах. Поэтому и возник значимый момент, связанный с риском потери критических знаний. Без систематической работы в этом направлении мы подрываем собственную национальную безопасность и мировой престиж российской атомной отрасли.

Понимание этих особенностей и заставило нас “стартовать” в нынешнем году именно с этого инновационного проекта.При создании Школы ЯРБ выяснилось (анализ это показал), что нам нужно учить не только молодежь, но и другие поколения. Опора на уходящих ветеранов отрасли, конечно, хороша, но надо менять ментальность всех работников. Потому что эту чувствительную сферу ядерно-радиационной безопасности нам надо перестраивать, решать новые задачи, а откуда возьмутся эффективные кадры, способные этим заниматься, — это большой вопрос. Поэтому помимо поддержания текущей деятельности, мы будем проектировать новые направления — научные, научно-технические, инженерные, чтобы быть способными решать новые задачи. Под эти новые направления необходимо формировать инновационные школы. В связи с этим Школа ЯРБ — это своеобразная “школа школ”, обеспечивающая воспроизводство необходимых для атомной отрасли научных, научно-технических и инженерных традиций как составной части формирующейся глобальной культуры безопасности.Заместитель директора ОАО “Атомэнергопром”, одного из ведущих в госкорпорации “Росатом”, П. Г. Щедровицкий, выступая с докладом перед участниками стратегической сессии, поставил задачу подумать над тем, как повысить конкурентоспособность нашего энергетического комплекса путем разработки технологий, обеспечивающих практическую реализацию проектов завершения циклов жизни атомных станций, в том числе циклов обращения ядерного топлива и радиоактивных отходов. Пока этот набор задач не будет решен, мы будем проигрывать на глобальных энергорынках тем, кто сумеет это посчитать и предложить заказчикам комплексное решение проблем вывода АЭС из эксплуатации.

Есть ли у нас люди, способные эту задачу решить, можно ли создать такую школу, — пока размышляем. Желание есть, но мы упираемся в то, что у нас фактически нет лидеров подобных школ, и не очень понятно, как быстро молодежь подготовить к тому, чтобы она реально подключилась к разработке таких инновационных технологических проектов.— Павел Владимирович, как проходила работа стратегической сессии? Какие задачи на ней решались?

— Первая задача стратегической сессии — аналитическая. Надо понять, насколько люди могут в современном ключе (на языке моделей “компетенций — компетентности”) анализировать ситуации, с которыми они сталкиваются повседневно. Второе: способны ли они решать задачи управления своей сложной деятельностью. И, третье, что для нас очень важно, это ответить на вопрос: как, собственно, будет осуществляться воспроизводство кадрового, научно-технического потенциала? Мы должны выделить список критических и организационных компетенций, список стратегических и ведущих компетенций и попытаться, исходя из этого, задать некую логику проектирования Школы ЯРБ. То есть, не по принципу — учить тому, что мы знаем и чему хочется, а сформулировать запрос на приоритетные для атомной отрасли направления. В этом смысле, в первой части прошедшей в марте стратегической сессии участники проанализировали трансформацию, происходящую с Росатомом и, в целом, с мировой атомной энергетикой, а также реальные запросы на эти школы, исходя из того, насколько они сумели с нашей помощью увидеть глобальную ситуацию в российской атомной отрасли. Наша задача — сформировать сети экспертов, которые, с одной стороны, будут помогать управлять трансформацией, происходящей в сфере ЯРБ в связи с реорганизацией, а с другой стороны — обеспечивать формирование и функционирование этой Школы.Одна из первых задач следующей, второй стратегической сессии, по словам П. В. Малиновского, составить план-карту проблем (об этом есть уже договоренность с экономистами), которая позволила бы обсчитать с учетом рисков и инвестиционных обязательств, сколько стоит решение той или иной группы проблем в области обеспечения ЯРБ. Эта задача связана с совершенствованием системы управления и принятием стратегических решений для отрасли. Без решений о выводе из эксплуатации атомных станций, и в каких форматах (границах) всё это может происходить, нам очень трудно реально выходить на рынок.

Это одна из ключевых проблем, а цена ее решения — месяцы напряженной работы.Стратегическая сессия “Задачи формирования системы управления ЯРБ в 2008-2010 гг. и на перспективу” стала первой стадией этой работы. Во второй стадии планируется проведение стратегической сессии, а также пилотной сессии Школы ЯРБ в Обнинске.12 апреля сессия Школы ЯРБ завершила работу. Наряду с опытными работниками атомной отрасли, в Обнинске собрались молодые научные сотрудники, специалисты и студенты (в том числе студенты РЭА им. Плеханова) на специализированные школы.

Это были школы по обращению с радиоактивными отходами, экспертов по ЯРБ мирового уровня и по работе с общественностью и экологическим сообществом.Началось формирование стратегического и перспективного кадрового резерва Росатома по такой чувствительной для атомной отрасли сфере, как обеспечение ядерной и радиационной безопасности.22-26 апреля прошла вторая стратегическая сессия, посвященная формированию план-карты проблем в области обеспечения ЯРБ на среднесрочную перспективу.Третья фаза — выездная Школа ЯРБ на востоке России в начале мая. Потом будет завершающая стратегическая сессия, на которой окончательно “вырисуется” проект Школы ЯРБ, и где планируется сформулировать стратегически важные предложения по реализации федеральной целевой программы “Обеспечение ЯРБ”. Отработав два цикла, отобрав людей, сформировав небольшой костяк, описав некое количество процедур, касающихся того, как Школа ЯРБ формируется и как работает, фаза её запуска к концу мая должна быть завершена. Ведь Школа ЯРБ — это проект на долгие годы.— Успехов и удач хочу пожелать Вам, а главное, чтобы хватило сил.— Спасибо.Наталия Чепель. Газета “Обнинский Вестник”