Интервью старшего вице-президента ЗАО “Атомстройэкспорт” А. К. Нечаева

в строительстве двух очередных энергоблоков Тяньваньской АЭС корреспондент РИА “Новости” Андрей Резниченко побеседовал со старшим вице-президентом ЗАО “АСЭ” Александром Константиновичем Нечаевым.— Россия в этом году успешно завершила многолетний высокотехнологичный проект — строительство атомной станции в Китае. Какой в итоге получилась Тяньваньская АЭС?— В проекте первых двух энергоблоков Тяньваньской АЭС заложены передовые идеи и применены самые современные технологии. В результате, первая очередь атомной станции получилась одной из самых современных в мире и китайские партнеры это прекрасно понимают и оценивают. Хотя, как и на любом масштабном объекте, не все шло гладко. В ходе реализации проекта пришлось многое дорабатывать, это было вызвано и некоторыми ошибками проекта, и дефектами, выявленными в ходе монтажных работ.

К сожалению, много несоответствий было вызвано неготовностью китайской стороны воспринимать новации, но в целом культуру труда китайских специалистов я оцениваю очень высоко. Со стороны заказчика было только одно требование — работа должна быть выполнена с минимальным количеством отступлений от проектных решений.— А внедрение уникальных, можно сказать экспериментальных элементов данной АЭС, в том числе и по безопасности — это инициатива китайцев или все-таки наша?— Конечно, Атомстройэкспорта! К примеру — мы предложили внедрить на станции специальное устройство под корпусом реактора — “ловушку” для задержания и расхолаживания расплавленной активной зоны. Она предусмотрена на случай чрезвычайной аварии, во время которой расплавленная активная зона теоретически может разрушить нижнюю плиту корпуса реактора и нарушить герметичность защитной оболочки. Конечно, авария на подобной станции возможна только в одном из десятков миллионов случаев, то есть практически, никогда.

Но наши партнеры просили усилить безопасность станции, и в итоге КНР стал первой страной, обладающей подобными устройствами-“ловушками” на атомных энергоблоках. Проект “ловушки” успешно прошел экспертизу российских и китайских надзорных органов и получил одобрение на специальной комиссии МАГАТЭ. Если же говорить о других новшествах, то, к примеру, на Тяньваньской АЭС здание реактора надежно укрыто двойной оболочкой. Внутренняя герметичная оболочка реактора исключает проникновение радиации за ее пределы, а наружная предназначена для защиты реактора от нежелательных воздействий со стороны внешней среды, в том числе от тяжелых падающих предметов и взрывной ударной волны.

Станция выдержит все теоретически возможные в этом районе землетрясения, наводнения, смерчи и ураганы.Добавим еще четырехканальную структуру систем безопасности, комбинацию активных и пассивных устройств защиты, цифровую систему контроля и управления (СКУ) — действительно, весь комплекс защитных мероприятий на станции позволяет считать проект Тяньваньской АЭС одним из уникальных в мире и, пожалуй, единственным, имеющим столь высокие характеристики безопасности. В случае заключения контракта мы будем строить вторую очередь станции, используя подобные решения.— То есть уже можно говорить о серийности строительства энергоблоков АЭС российского проекта?

— Изначально площадка Тяньваньской АЭС рассчитана на возведение восьми энергоблоков, и это согласуется с перспективными планами КНР, предусматривающими сооружение к 2020 году 40 ГВт атомных энергомощностей. Но если мы будем строить следующие энергоблоки, то с учетом цикла строительства реализация этих проектов выйдет далеко за переделы 2020 года. И возможно, это уже не будут энергоблоки мощностью 1060 МВт. Может быть, их мощность возрастет.Но, конечно, третий и четвертый энергоблоки повторят первые два, и, скорее всего, пятый и шестой тоже, но дальше возможны изменения в проекте. Сейчас уже поднимаются вопросы увеличения мощности каждого энергоблока второй очереди с 1060 МВт до 1073 МВт, но это пока только на уровне обсуждений.— А каковы сроки возведения второй очереди Тяньваньской АЭС?— Сроки строительства определяем не мы, потому что возведение станции осуществляют китайские партнеры, а Россия выступает в качестве генерального подрядчика. В случае заключения с нами контракта на вторую очередь ТАЭС, согласно их планам, ТАЭС-2 будет готова к 2015 году. Срок большой, и с учетом российского опыта строительства мы могли бы его сократить на год-полтора.

На второй очереди ТАЭС мы постараемся сохранить те принципы ответственности, которые привели к успешному пуску первых двух энергоблоков.Первая очередь — полностью российский проект. Все решения внутри периметра станции готовили наши проектные организации. Мы отвечали за поставку технологического и электротехнического оборудования в пределах станции, а также оборудования, которое закупалось в третьих странах.Особенно успешной была кооперация Атомстройэкспорта с компанией Siemens, которая при участии наших специалистов разработала и поставила автоматизированную систему управления блоками ТАЭС-1. Но реакторная установка и система управления реактором, то есть самое главное на АЭС, полностью российские.Кстати, мы развиваем нашу кооперацию с Siemens и в настоящее время ведем переговоры об участии компании в работах по новым проектам Атомстройэкспорта, в частности, при сооружении АЭС “Белене” в Болгарии.Собственно строительные работы на ТАЭС вела китайская сторона. Монтаж оборудования по четырем ключевым зданиям ядерного острова осуществляли специалисты Атомстройэкспорта. Машинный зал и вспомогательные здания возводила китайская сторона, но при нашем техническом контроле.

Экономически целесообразнее было отказаться от привлечения российских специалистов на стройку, ведь в таком случае надо было привезти и разместить около 1500 человек.КНР предлагает расширить участие своих подрядчиков в строительстве ТАЭС-2. Проект и поставка оборудования будут выполняться российской стороной, а монтаж, в том числе упомянутых мной четырех ключевых зданий, а также пуско-наладочные работы готовы взять на себя китайские специалисты. Но на стадии комплексного опробования станции уже включимся мы.— Стоимость проекта уже известна? Когда начнется обсуждение ценовых параметров контракта с заказчиком?— До конца года АСЭ планирует коммерческое предложение по ТАЭС-2, включающее в себя цену. Пока расчетная стоимость не готова. Мы ее не знаем, хотя должны до подписания контракта ее выработать и направить на согласование заказчику. Стоимость будет зависеть от того объема обязательств, которые “Атомстройэкспорт” возьмет на себя, и я уверен, что она будет сопоставима с конкурентными мировыми ценами. То разделение работ по строительству АЭС, которое предложено китайцами и котором я говорил выше, может существенно повлиять на цену ТАЭС-2.Подписанное недавно с Цзянсузской энергетической ядерной корпорацией (JNPC) Принципиальное Соглашение определяет только основные принципы сотрудничества и график дальнейшей работы.

Следующий шаг — подготовка генерального контракта, который намечается подписать в 2008 году. Ему предшествует коммерческое предложение по стоимости строительства, о котором я уже говорил, и подписание контракта на техническое проектирование. Вторая очередь хоть и будет подобна ТАЭС-1, но все же некоторые новшества мы собираемся внедрить, например, сделать общую химическую водоочистку для третьего и четвертого энергоблоков. Еще один пункт работы — подготовка первоочередных рабочих чертежей, необходимых для выполнения комплекса работ, предшествующих заливке бетона в фундаментную плиту здания реактора, включая планировку площадки, выемку котлованов и другие строительные работы. Надо сказать, что частично китайские партнеры уже подготовили котлованы для ТАЭС-2. Поскольку энергоблоки располагаются на незначительном удалении друг от друга, а взрывные работы рядом с работающим реактором производить нельзя, специалисты КНР, в ходе строительства ТАЭС-1 подготовили котлованы и для ТАЭС-2.— Когда начнется само строительство второй очереди ТАЭС?— По законодательству РФ и КНР укладка бетона в реакторное отделение возможна только после получения разрешения на строительство.

В случае ТАЭС-2 это разрешение от китайского надзорного органа (Национальной Администрации по Ядерной Безопасности). А укладка бетона — это фактически начало строительства, и соглашением оно предусмотрено на вторую половину 2009 года. С этого момента может пойти реальный отсчет строительства ТАЭС-2, в случае, если мы успешно подпишем генеральный контракт с Китаем в 2008 году.РИА “Новости”