К миру без ядерного оружия: немецкая точка зрения

комитета Сената по делам вооруженных сил при республиканской и демократической администрациях придали их беспокойству о растущей ядерной угрозе особый вес. Будучи реалистами и осознавая, что цель ликвидации всего ядерного оружия может быть достигнута лишь постепенно, они предложили срочные практические шаги, направленные на реализацию этого видения. Этот призыв был встречен широким одобрением и солидной поддержкой в Соединенных Штатах; правительства европейских стран, насколько нам известно, не приняли никаких решений в его поддержку. Наш ответ учитывает ожидания Германии относительно новой администрации Обамы. Ключевое слово нашего столетия — "сотрудничество". Ни одна глобальная проблема — будь то проблема защиты окружающей среды и климата, обеспечение энергетических нужд растущего населения планеты или разрешение финансового кризиса — не может быть решена путем конфронтации или использования военной силы. Америка несет в этом плане особую и ключевую ответственность. Это тем более верно в ситуации, когда число стран, обладающих ядерным оружием или получающих возможность произвести такое оружие — и таким образом сырье для терроризма в катастрофических масштабах, — увеличивается. В то же самое время государства, уже входящие в "ядерный клуб", разрабатывают все новые виды ядерного оружия.

Мы безоговорочно поддерживаем призыв господ Киссинджера, Шульца, Перри и Нанна к развороту ядерной политики, и не только в их стране. Это касается, в частности, следующих предложений: Видение мира, свободного от ядерной угрозы, сформулированное Рональдом Рейганом и Михаилом Горбачевым в Рейкьявике, должно быть возрождено. Должны быть начаты переговоры, направленные на резкое сокращение количества ядерного оружия, первоначально между США и Россией — странами с наибольшим количеством боеголовок, для того, чтобы заручиться поддержкой других стран, обладающих таким оружием. Договор о нераспространении ядерного оружия должен быть значительно усилен. Америка должна ратифицировать Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Должно быть уничтожено все ядерное оружие малой дальности.

С точки зрения Германии, должно быть добавлено следующее: В этом году истекает срок действия Договора СНВ. Его продление — самый срочный пункт на повестке дня для Вашингтона и Москвы. Для повышения степени доверия к работе Конференции 2010 года по рассмотрению действия ДНЯО будет крайне важно, чтобы государства с ядерным оружием наконец-то выполнили зафиксированные в ДНЯО обещания сократить свои ядерные арсеналы. Договор по ПРО должен быть восстановлен. Космическое пространство может использоваться только в мирных целях. Сотрудничество в интересах общей безопасности позволило президентам Джорджу Бушу и Горбачеву устранить взаимную угрозу, которую представляли собой в конце "холодной войны" ядерные ракеты средней дальности и, в 1990 году, начать крупнейшую в историю программу сокращения обычных вооружений. За те 18 с лишним лет, что прошли с того времени, то, что мы называем сегодня Договором об ограничении вооруженных сил в Европе, стало основой для обеспечения стабильности на этом континенте. По сей день договор продолжает обеспечивать интересы всех заинтересованных сторон. Такая стабильность была крепка и достаточно надежна, чтобы выдержать воссоединение Германии и исчезновение Организации Варшавского договора, пережить распад СССР, позволить странам Балтии вернуть суверенитет, справиться с расширением НАТО и ЕС и мировой ситуацией в начале 2009 года.

Эта система впервые будет подвергнута опасности желанием Америки разместить ракеты и радарную систему на экстерриториальных базах в Польше и Чехии — на восточной границе НАТО. Возвращение к эпохе конфронтации, ведущее к новой гонке вооружений и новой напряженности, лучше всего можно будет избежать посредством заключения соглашения по противоракетной обороне, которое отвечало бы также и интересам НАТО и ЕС — то есть, подписанием восстановленного Договора по ПРО. Это также облегчило бы адаптацию ДОВСЕ и подготовило бы почву для расширения работы в сфере контроля над вооружениями. Барак Обама в Берлине призвал к преодолению менталитета "холодной войны". Это согласуется с идеями, обсуждавшимися после окончания "холодной войны" в рамках концепции "Безопасность от Ванкувера до Владивостока". Горбачев не мог реализовать свое видение "Европейского дома"; российский президент Дмитрий Медведев сегодня призвал к созданию новой общеевропейской структуры безопасности. Мы рекомендуем внимательно рассмотреть данную возможность. Безопасность и стабильность для северного полушария могут быть достигнуты посредством стабильного и надежного сотрудничества между Америкой, Россией, Европой и Китаем.

В рамках этого сотрудничества соблюдались бы действующие договоры НАТО, ЕС и ОБСЕ и, в случае необходимости, оно могло бы институционально оформиться, приобретя свое собственное лицо. Устойчивая безопасность в северном полушарии, без сомнений, разрядила бы глобальные кризисы и облегчила бы их разрешение. Серьезные усилия Соединенных Штатов и России по созданию мира без ядерного оружия облегчили бы достижение соглашения по надлежащему поведению со всеми остальными членами "ядерного клуба", независимо от того, являются ли они постоянными членами Совета безопасности ООН. Атмосфера сотрудничества могла бы распространиться от Ближнего Востока через Иран в Восточную Азию. Германия создала предварительные условия для своего самоопределения благодаря своей политике разрядки, поддержанной ее союзниками. Своим мирным воссоединением Германия обязана "Соглашению 2+4" (подписанному в 1990 году Восточной и Западной Германией и четырьмя оккупационными державами: США, СССР, Великобританией и Францией), в котором принцип сотрудничества через прежние границы доказал свою ценность. Это соглашение позволило добиться исторического прогресса в сферах разоружения и контроля над вооружениями для Европы в целом.

Одним из результатов этого стало создание Совета Россия-НАТО, который может быть полностью эффективным лишь в атмосфере сотрудничества. Пережитки века конфронтации больше не подходят для нашего нового столетия. Партнерство плохо согласуется с все еще действующей доктриной России и НАТО о применении ядерного оружия первым, даже если ни одна сторона не подвергается нападению с использованием такого оружия. Подписание общего договора между членами "ядерного клуба" о неприменении первым ядерного оружия стало бы крайне необходимым шагом. У Германии, которая отказалась от использования ядерного, биологического и химического оружия, есть все основания призвать государства с ядерным оружием не использовать ядерное оружие против стран, не обладающих таким оружием. Мы также считаем, что все остающиеся на территории Германии американские ядерные боеголовки должны быть вывезены из страны. Сотрудничество — ключевое слово нашего столетия — и прочная стабильность в северном полушарии могут стать вехами на пути к безъядерному миру. Это — наш ответ на призыв господ Киссинджера, Шульца, Перри и Нанна.

Все авторы занимали в свое время высшие должности в Федеральной Республике Германия: Гельмут Шмидт — социал-демократ, был канцлером страны в 1974-1982 гг.; Рихард фон Вайцзеккер — христианский демократ, был президентом Германии в 1984-1994 гг.; Эгон Бар — министр социал-демократических правительств, был архитектором "остполитик" ("восточной политики"); Ганс-Дитрих Геншер — представитель свободных демократов, был министром иностранных дел в 1974-1992 годах. Гельмут Шмидт, Рихард фон Вайцзеккер,Эгон Бар, Ганс-Дитрих Геншер,The International Herald Tribune,Inosmi.ru