Олкилуото-3 — местным пока и так неплохо

Аланко-Рехельма нового реактора не боится: “Он безопасен, он помогает защищать природу и он даст нам дешёвую электроэнергию”. Беда лишь в том, что никто не может с уверенностью сказать — когда же, наконец, многострадальный блок войдёт в строй?Финны выбрали для своей атомной энергетики проект из высшей лиги — EPR-1600, который предлагается французской группой AREVA и её германскими партнёрами. Здесь, в трёх часах езды на северо-запад от Хельсинки, не ходят на митинги протеста и не рисуют на стенах антиядерные граффити. Напротив, EPR принёс в небольшую финскую общину умеренный экономический бум.Возьмём для примера портовый городок Раума с пасторальными деревянными избушками в 10 милях к югу от Олкилуото. Почти 4000 рабочих и инженеров, прибывших на строительство блока, оставляют в нём свои деньги. Магазинный бизнес идёт настолько хорошо, что только в прошлом году в Рауме открылись два новых торговых ряда.

Местные строительные компании получают от атомщиков заказ за заказом. Не стоит забывать и о налогах, которые платятся приезжими — в прошлом году, например, их общая сумма составила свыше 2,5 млн долларов.“Журналисты постоянно спрашивают нас — когда же, когда же блок будет пущен? Честно признаюсь — нам пока и так неплохо”, — шутит исполнительный директор местного торгового совета Яакко Хирвонсало.На самом деле, конечно, срыв сроков не располагает к шуткам.

Часть защиты реактора (высотой 90 футов!) пришлось разбирать и переделывать из-за ошибок, допущенных сварщиками и бетонщиками. Финны обвиняют в подобных просчётах группу AREVA, которая из экономии нанимает неопытные польские компании в качестве субпорядчиков.Французы и немцы в долгу не остаются, перекладывая ответственность на финнов. Надзорный орган Финляндии слишком медленно рассматривает предоставляемую ему для утверждения техническую документацию. Кто бы ни был прав или виноват, срок сдачи блока сдвинулся уже на 2011 год, а его стоимость возросла до 6 млрд долларов против первоначальных 3,8 млрд долларов.Дабы урезонить финскую сторону, AREVA подала иск в стокгольмский арбитраж.

Одновременно французы начали пиар-кампанию с целью убедить всех, что в срыве сроков нет ничего экстраординарного. “Это не гонка. Не забывайте, что реактор должен нормально отработать 60 лет”, — считает Жак-Эммануэль Сольнье из пресс-службы AREVA.Он признаёт, что “Олкилуото-3” стал своего рода испытательной моделью: “Это первый блок в своём роде. Вы не можете сделать модель атомного блока в гараже, вам потребуются реальные испытания”.Жители Раумы продолжают подсчитывать плюсы и минусы от нового блока. Надо сказать, что не все довольны получающимся балансом.“Всё хорошо, пока всё идёт хорошо.

Но, разумеется, есть проблемы и риски”, — говорит директор городского художественного музея Янне Коски. Да, многие в Рауме работают на атомной стройке. Но, в то же время, этот город смог бы прожить и без атома. Здесь есть лес, судостроительные верфи и бумажные фабрики, и к этим производствам проявляют большой интерес компании из Южной Кореи и Австралии.Аланко-Рехельма, с которой мы начали свой рассказ, относится к реакторам благодушно, но даже она согласна с тем, что эксплуатация АЭС приводит к нагреву морской воды: “Да, конечно, это плохо для некоторых сортов рыб. Но, например, для форели тёплая водичка будет в самый раз”.Единственный источник сколь-нибудь организованного сопротивления атомной энергетике в Финляндии — это организация “Гринпис”.

Экологи твердят об опасности радиации и предлагают пускать деньги на ветер.Нельзя сказать, что такая позиция находит понимание у финнов. “Мы давно используем ядерные реакторы. Когда что-то расположено рядом с вами на протяжении длительного времени, вы к этому просто привыкаете”, — поясняет редактор местной газеты Паси Катаямаки.AtomInfo.Ru