Перевозка ОЯТ БН-350 из Актау в Семипалатинск — забота о безопасности или политика?

(бывший Шевченко) на берегу Каспийского моря.Уже в начале следующего года, начнётся вывоз ОЯТ из Актау по железнодорожным путям. Всего потребуется сделать пять рейсов по 60 тонн ОЯТ в каждом.

Пунктом назначения станет объект “Байкал-1” в Семипалатинске, где на бывшем советском ядерном полигоне будет обустроено долговременное хранилище.Впервые о необходимости размещения казахстанского ОЯТ, образовавшегося в ходе эксплуатации реактора БН-350, заговорили в 90-ых годах. Толчком к этому послужили неоднократно высказывавшиеся опасения о возможном попадании ОЯТ в руки дельцов чёрного рынка.В 1999 году правительство Казахстана подписало соглашение с министерством энергетики (DoE) США, положившим конец реактору БН-350. Как теперь признаются многие бывшие официальные лица, среди потенциальных угроз безопасности для казахстанского бридера, Вашингтон рассматривал его близость к иранской границе.

Мэттью Банн, профессор гарвардского университета, уверен, что в БН-350 накапливался необычайно чистый плутоний с содержанием 239Pu свыше 97%. Он уточняет, что в составе американского оружейного плутония доля 239Pu едва доходит до 90%.Дополнительную напряжённость вокруг ОЯТ создавали планы Ирана по открытию своего консульства в Актау, что некоторые эксперты полагали косвенным признаком интереса ИРИ к отработавшему топливу и содержащихся в нём почти 3 тонн плутония оружейного качества. Но казахстанские дипломаты эти утверждения опровергают и расценивают иранские планы только лишь как признание растущей экономической важности Актау.DoE оказывает финансовую поддержку Казахстану для обеспечения безопасности грядущей транспортировки ОЯТ. Но ряд экспертов называет это анахронизмом. По их мнению, представляется маловероятным, что некая группа террористов рискнёт захватить хорошо охраняемый поезд и перегнать в тайное убежище 60-тонную цистерну с ОЯТ, чтобы впоследствии переработать его и извлечь из него плутоний.Леонард Спектор, в годы своей работы в DoE бывший прямо связанным с казахстанскими проблемами, отрицает, что правительство Ирана способно организовать нападение на поезд с ОЯТ. Тем не менее, он считает, что определённые угрозы существуют: “В Иране есть элементы, не обязательно хорошо контролируемые, и вы не можете отрицать, что они могли бы попытаться провести такую операцию на свой страх и риск”.Лаура Холгейт из неправительственной организации NTI полагает, что террористы могут пойти на переработку ОЯТ даже в том случае, если это будет грозить им смертью: “Вопрос заключается в том, насколько хорошо защищён плутоний? Будет ли топливо достаточно радиоактивным для того, чтобы рискнувшие его переработать люди умерли? Но даже если так, террористов это может не отпугнуть”.

В 90-ые годы мнения экспертов по вопросу о судьбе ОЯТ БН-350 разделились, рассказывает Спектор. Часть из них предлагала оставить топливо на хорошо защищённой площадке в Актау. Транспортировка ОЯТ представлялась им дорогостоящим и опасным предприятием, связанным с дополнительными рисками.По словам Спектора, решение о перевозке ОЯТ в Семипалатинск приобретает для Казахстана политический характер. С ним полностью согласен и Банн, называющий единственной причиной, побудившей Астану дать согласие на транспортировку, давнишнее соглашение с США.Банн признаёт, что перемещение ОЯТ в Семипалатинск имеет определённые плюсы с точки зрения безопасности дальнейшего хранения, но при этом задаётся вопросом — стоят ли они тех денег, которые придётся заплатить за перевозку.По некоторым оценкам, эта сумма составляет до 30 млн долларов. Банн с этими цифрами не согласен.

По его собственным расчётам, вся программа транспортировки ОЯТ будет стоить не менее 175 млн долларов. В Счётной палате США утверждают, что пока не видели соответствующих отчётов от DoE, однако намерены со временем проверить эффективность расходования денег американских налогоплательщиков на эту программу.AtomInfo.Ru