Ракетная гарантия

подтвердило надежность данных ракетных комплексов, стоящих на боевом дежурстве почти 30 лет, и потому срок их эксплуатации будет продлен. Но, конечно, не бесконечно.Дело в том, что “сотка”, так ее называют в войсках, созданная в ЦКБ машиностроения еще генеральным конструктором Владимиром Челомеем (он умер в 1984 году), летящая на дальность свыше 10 тыс. км и способная донести до цели шесть ядерных боевых блоков мощностью 750 килотонн каждый, давно исчерпала свои гарантийные и продленные сроки нахождения на боевом дежурстве, равные 21 году. И нуждается в замене. Новые межконтинентальные ракетные комплексы РС-12М2 или РТ-2ПМ2 “Тополь-М” (SS-27), как шахтные, так и мобильные, в полной мере заменить ее не могут. Они несут только один боевой блок, что, конечно же, создает определенные, хотя и не критические трудности в преодолении системы ПРО вероятного противника.

Проигрывают они и по общей мощности боезаряда. “Сотки”, считают военные, необходимо заменять такими же “многоголовыми” ракетами.Такая ракета у России уже есть. Она называется РС-24. Создана в том же Московском институте теплотехники под руководством генерального конструктора Юрия Соломонова, где сделали “Тополь-М” и доводят до ума морскую “Булаву-30”. По некоторым сообщениям, РС-24 — трехступенчатая. Причем, две первые ступени — твердотопливные, а третья, где расположены блок разведения и головные части индивидуального наведения, — жидкостная. Головных боевых частей индивидуального наведения на новой ракете может быть от шести до десяти, по 100 или 300 килотонн мощностью каждая. А жидкостные двигатели на третьей ступени дают ей возможность маневрировать на заключительном участке траектории, менять направление полета, почти как крылатой ракете уходить от средств ПРО, а заодно создавать максимально удобное положение для сброса боевых частей, которые могут открепляться от третьей ступени не все сразу, а по очереди, как ягоды на виноградной кисти. Становясь таким способом практически неуязвимыми для систем противодействия. Этот же способ действий, говорят специалисты, присущ и моноблоку “Тополя-М”.РС-24 уже прошла в 2007 году два успешных испытания.

Третье намечено на конец этого года. Оно, как говорят генералы, будет проведено со стартовой площадки северного полигона “Плесецк”, а параллельно идет так называемая наземная отработка всех агрегатов и систем комплекса.Командующий РВСН генерал-полковник Николай Соловцов заявил, что новый ракетный комплекс пятого поколения РС-24 с разделяющимися головными частями индивидуального наведения будет принят на вооружение Российской армии в декабре 2009 года и постепенно заменит на боевом дежурстве те ракетные комплексы, у которых истекают гарантийные сроки. То есть “Стилет” и “Сатану”, или Р-36МУТТХ и Р-36M2 “Воевода” (SS-18). Вместе с “Тополем-М”, у которого с декабря будущего года тоже может появиться в “голове” три боевых блока индивидуального наведения, РС-24 в перспективе составит основу ударной группировки Ракетных войск стратегического назначения. Но почему это произойдет с декабря будущего года? Не на месяц раньше, не на месяц позже?Именно в декабре 2009 года истекает срок действия российско-американского Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1), который запрещает обеим сторонам производить и ставить в боевой строй наземные ракеты с разделяющимися головными частями. Это та самая причина, почему “Тополь-М”, который начал поступать в войска еще в 1998 году, имеет только один боевой блок. Теперь из-за того, что нынешняя администрация Соединенных Штатов не идет на подписание с Москвой соглашения о продлении действия Договора СНВ-I, а новый американский президент, кто бы им ни стал — Маккейн или Обама, просто не успеет сформировать команду переговорщиков по такой сложной проблеме, как сокращение стратегических вооружений, и к декабрю 2009 года договориться все равно не удастся, Россия, несмотря на финансовые трудности, принимает одностороннее решение о замене своих старых многоголовых ракет новыми.

При этом не отказывается от выполнения Договора о сокращении стратегического наступательного потенциала (СНП), который Джордж Буш и Владимир Путин подписали в 2002 году.По этому договору у обеих сторон к концу 2012 года должно остаться на развернутых носителях 1750—2200 боевых блоков. Сегодня у России, напомним, 3100 ядерных боезарядов на 682 стратегических носителях. Из них в РВСН 1605 боезарядов на 430 носителях (75 тяжелых ракет Р-36МУТТХ и Р-36М2, 100 ракет УР-100НУТТХ, 201 подвижный грунтовой комплекс “Тополь”, 48 комплексов “Тополь-М” шахтного базирования и шесть мобильных комплексов “Тополь-М”). В ВМФ 14 стратегических ракетоносцев, баллистические ракеты которых несут 611 боезарядов.

(Шесть атомных подводных лодок проекта 667БДРМ и одна лодка проекта 667БДР — на Северном флоте имеют 92 ракеты Р-29РМ. Там же есть еще два тяжелых атомных подводных крейсера проекта 941 “Акула”. Но степень их боеготовности и наличие ракет на борту вызывает вопросы. Еще пять ракетоносцев проекта 667БДР — на Тихоокеанском. Несут 81 ракету.) Есть ядерное оружие и в ВВС. Это 884 крылатые ракеты Х-55 на 79 бомбардировщиках.

15 Ту-160 и 64 Ту-95МС.У США — 4545 ядерных боеголовок на 894 носителях. Из них 900 боеголовок на 500 стратегических ракетах Minuteman III, 1728 боеголовок на ракетах Trident II атомных подводных лодок класса Ohio и 1917 крылатых ракет с ядерными боеголовками на 106 стратегических бомбардировщиках B-52H и B-2.До выполнения условий Договора СНП сторонам еще очень далеко. И старые-новые стратегические ракетные комплексы продолжают оставаться для России надежной гарантией сдерживания вероятного противника, кто бы им не был.Виктор Литовкин,Независимое военное обозрение