Сергей Лавров едет за четырьмя энергоблоками

будущем, к шестиблочной АЭС могли бы добавиться ещё два или даже четыре российских ВВЭР, что превратило бы Куданкулам в уникальный по своим размерам атомный парк.Первый официальный документ, закрепляющий дальнейшее участие россиян в куданкуламском проекте, появился на свет в январе 2007 года. Тогда во время визита в Дели российского президента Владимира Путина был подписан соответствующий протокол о намерениях. В ноябре того же года планировалось сделать “апдейт” межправительственного документа и поднять его до уровня соглашения.Российский “Атомстройэкспорт” был настолько уверен в скорейшем начале практических работ над новыми блоками, что включал предварительные сведения о финансовой стороне куданкуламских контрактов в свои публичные документы. Не ожидали подводных камней и индийские эксперты. Однако ноябрьский визит в Москву премьер-министра Индии Манмохана Сингха остался безрезультатным — соглашение по “Куданкулам-3.6” подписано не было.Индийская сторона нашла формальный повод для отказа, объявив о некоем “недопонимании” отдельных параграфов соглашения.

Конечно же, в реальности за этим стоял страх индийских властей перед возможным гневом Вашингтона. Если бы Индия и Россия заключили атомный договор до завершения индо-американской ядерной сделки, то международной репутации Вашингтона был бы нанесён значительный ущерб.Посол России в Индии Вячеслав Трубников рассказывает, что все необходимые приготовления для подписания куданкуламского соглашения в ноябре 2007 года были сделаны, а сам текст соглашения — полностью подготовлен и одобрен экспертами с обеих сторон.Но за несколько дней до поездки Сингха в Москву французы уведомили Индию о переносе сроков подписания двухстороннего соглашения о сотрудничестве в мирной атомной области до урегулирования отношений Индии с МАГАТЭ и ГЯП. После этого правительство Индии решило “не идти против течения” и сосредоточиться на ядерной сделке с США в ущерб договорам с другими государствами.Сегодня проблем, подорвавших в прошлом году взаимопонимание индусов и россиян по куданкуламскому вопросу, более не существует. Индия приступила к процессу постановки своих гражданских ядерных объектов под гарантии МАГАТЭ.

Группа ядерных поставщиков исключила Индию из списка стран, с которыми запрещено сотрудничать в атомной области, а Франция и США подписали с Индией двухсторонние атомные соглашения. Следовательно, очередь вновь дошла до России.Будет или не будет многострадальное куданкуламское соглашение заключено в ходе начинающегося в понедельник визита Лаврова в Дели? Ряд индийских экспертов считает, что стороны более не собираются ждать, и фигура российского министра вполне весома для официальной церемонии подписания. Другие выдвигают предположение, что Москва и Дели могут потерпеть до встречи в верхах в формате Сингха с Путиным или Медведевым. Но все индийские наблюдатели едины во мнении, что принципиально вопрос о четырёх дополнительных ВВЭР-1000 для АЭС “Куданкулам” решён.Если так, то можно подумать и о будущем. Важная область, где наши страны могли бы успешно сотрудничать — развитие реакторов на быстрых нейтронах с натриевым теплоносителем.

В России строится БН-800, а в Индии — PFBR-500. Оба государства подчёркивают свою приверженность быстрой программе и являются де-факто мировыми лидерами в этом направлении. Было бы логично, если две страны нашли по этому поводу общий язык и договорились бы о тесном взаимодействии, а то и полной кооперации друг с другом.AtomInfo.Ru