Совместный поиск решений

Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2020 года. Согласно ей среднегодовой объем ввода энергообъектов в период с 2011 по 2020 год составит 8 ГВт в год при минимальном сценарии и до 14 ГВт — при максимальном. Реализация генеральной схемы должна быть обеспечена в основном поставками оборудования отечественного производства. Это будет способствовать укреплению энергобезопасности страны, поскольку позволит ограничить зависимость электроэнергетики от зарубежных поставщиков. При этом производимое оборудование должно соответствовать лучшим зарубежным аналогам и быть конкурентоспособным.

И тут возникает вопрос: насколько возможности российского машиностроения сегодня соответствуют данным требованиям?Поиском ответа на него озаботились и потребители продукции энергетического машиностроения, и производители, и законодатели. Как отмечали многие из выступавших на слушаниях, масштаб задач, предусмотренных Генеральной схемой, превосходит возможности отечественного энергомашиностроения, которые не позволяют обеспечить обновление и развитие электроэнергетики на уровне современных требований и в планируемых объемах. Сложившаяся ситуация во многом явилась следствием того, что за последние 15–20 лет из-за отсутствия НИР и ОКР произошло резкое отставание отрасли от мирового уровня.В результате производственный и научный потенциал отрасли, которая имела высокий конкурентный международный уровень, по целому ряду номенклатуры основного технологического оборудования утратил свои позиции и способность обеспечить восполнение и модернизацию выбывающих энергопроизводящих и передающих мощностей России. И хотя значительная часть продукции как, например, генераторы для турбо- и гидроагрегатов, трансформаторы, выпускаемые российской электротехнической промышленностью, не уступает зарубежным аналогам по основным электрическим и эксплуатационным параметрам, в освоении новых перспективных технологий, обеспечивающих более высокую надежность, безопасность, долговечность отмечается серьезное отставание. Комплектующие электротехнические изделия на отечественной элементной базе при низкой стоимости уступают по качеству зарубежным аналогам, а их несоответствие современным требованиям заставляет осуществлять закупки за рубежом.Именно поэтому, как заявил, открывая парламентские слушания, заместитель председателя Государственной Думы Валерий Язев, развитие отечественного энергетического машиностроения становится одной из актуальнейших задач, от решения которой во многом зависит будущее российской энергетики, а значит экономическое развитие всей экономики страны.

По его мнению, ситуация в отрасли непростая. Темпы развития энергомашиностроения и реализационные программы электроэнергетики не скоординированы в полной мере, а отечественные производители по целому ряду позиций не могут ответить содержательным предложением на растущий спрос со стороны компаний. По ряду технологий российские заводы остановились на уровне 80-х годов прошлого века. На конкурсах на поставки энергетического оборудования в России также все чаще побеждают зарубежные компании, в результате чего российская энергетика может оказаться в значительной степени зависимой от иностранных производителей.Однако, как показывает практика, попытки создания особых тепличных условий для отечественного производителя могут привести к замораживанию на длительный период технологического уровня электроэнергетики с низкими техническими характеристиками и показателями эффективности. Поэтому одна из основных задач момента — понять на каком уровне и в каких условиях отечественный производитель сможет обеспечить потребность электроэнергетики и достаточен ли этот уровень для обеспечения наших национальных интересов.По мнению заместителя директора ОАО “Атомэнергопром” Кирилла Комарова, безусловной основой для развития энергетического машиностроения является наличие долгосрочного серийного заказа. Как известно, до 2020 года планируется ввод 26 атомных энергоблоков в России и примерно 12 энергоблоков — за рубежом, то есть общий заказ атомной отрасли оценивается более чем в 1,3 трлн рублей. “При этом, — отметил К. Комаров, — предприятия, которые производят продукцию для нужд атомной отрасли, получат и заказы для традиционной энергетики, которая, по экспертным оценкам, за тот же период составит около 1,5 трлн рублей.

Понятно, что для их освоения от предприятий атомного машиностроения требуется реализация масштабных инвестиционных программ по расширению производственных мощностей и, самое главное, реализация мероприятий, направленных на общее повышение технологического уровня продукции”.На сегодняшний день большинство предприятий атомного машиностроения способны выпускать два комплекта оборудования в год, в то время как в перспективе необходимо выйти на четыре комплекта. Если осуществить модернизацию и техперевооружение заводов, то рост их производительности в два раза становится абсолютно реальной задачей. Уже сегодня все крупнейшие предприятия энергетического машиностроения, связанные с поставками для нужд атомной отрасли, запустили у себя инвестиционные программы, благодаря которым к 2011 году они смогут выйти на уровень 4–5 комплектов оборудования в год.Однако, по мнению К. Комарова, одного заказа, “выраженного в деньгах, в цифрах, в количестве заказываемого оборудования” недостаточно для того, чтобы проблема энергетического машиностроения страны решилась. Помимо прямого государственного финансирования необходимо и крайне важно создать комплексную среду, которая формировала бы основы для развития машиностроения.Заместитель директора ОАО “Атомэнергопром” подчеркнул, что государство, желающее иметь собственное энергетическое машиностроение, должно проводить четкую политику в отношении нее. То, что есть на сегодняшний день в стране, — это сохраненный на многих крупных предприятиях усилиями их трудовых коллективов, усилиями их собственников и менеджеров технологический потенциал, созданный в советский период. Но за последнее время российские производители сильно отстали по целому ряду позиций от многих стран мира, и для преодоления технологического отставания им необходим качественный технологический скачок. “Если мы не сформируем для этого благоприятную среду, — заявил Комаров, — и, прежде всего, необходимый набор государственной поддержки, необязательно выливающейся в виде прямого финансирования, но, как минимум, заключающейся в установлении понятных правил игры, которые бы показывали, что государство заинтересовано в сохранении такой отрасли, как энергетическое машиностроение”.Для справки:Заместитель директора ОАО “Атомэнергопром” Кирилл Комаров назначен председателем комитета по энергетическому машиностроению Общероссийской общественной организации “Союз машиностроителей России“, созданной 28 апреля 2007 года.

Комитет готовит меры и консолидирует усилия в отечественном энергетическом машиностроении для развития российских электрогенерирующих мощностей, в том числе и в атомной энергетике.В настоящее время происходит формирование состава комитета. Ожидается, что в него войдут представители ведущих отечественных предприятий в сфере энергетического машиностроения”.“Сейчас необходимо начать работу над конкретными поправками в законодательство, регламенты, нормативные акты правительства, и мы, машиностроители, со своей стороны готовы в такой работе участвовать, — заявил К. Комаров. — Для этого мы рассчитываем собрать все заинтересованные в развитии отрасли силы и активно заняться такой работой”.По итогам парламентских слушаний на тему “О законодательном обеспечении развития отечественного энергетического машиностроения” был выработан проект рекомендаций, в котором, в частности, указано на необходимость:— разработать и осуществить комплекс мер по государственной поддержке развития и модернизации отечественного энергомашиностроения, его научно-технического, технологического и инновационного потенциала на основе Стратегии развития отечественного энергетического машиностроения, разработанной с учетом Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2020 года;— обеспечить опережающее развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области энергетического оборудования с целью снабжения отечественного рынка оборудованием, соответствующим лучшим международным образцам, как за счет госзаказа, так и за счет введения преференций для инвесторов, вкладывающих средства в научные и прикладные разработки;— разработать систему мер государственной поддержки, включая прямое финансирование приоритетных научных исследований и разработок новой техники, снижение таможенных пошлин на ввоз производственного и технологического оборудования, для которого не предполагается создание отечественных аналогов, а также субсидирование процентной ставки по кредитам, вопросы страхования рисков по зарубежным длинноцикловым контрактам.Кроме того, участники парламентских слушаний в составе мер по стимулированию привлечения инвестиций в развитие, переоснащение и модернизацию энергомашиностроения предложили рассмотреть вопрос о внесении изменений в налоговое законодательство РФ в части упрощения процедуры освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость с выплаченных авансов по договорам на поставку энергетического оборудования с длительным сроком изготовления, что, в частности, предлагалось производственниками еще в марте на выездном заседании комиссии Совета Федерации по естественным монополиям в Подольске.Как отметил В. Язев, главная задача слушаний — найти формат совместного поиска решений. И, очевидно, эта задача была успешно решена.

Minatom.ru