Ставка на атом

Таких высот в лоббировании интересов своего ведомства в наши кризисные времена еще никто не достигал.Увеличение уставного капитала Росатома на эту цифру — лишь одна из мер поддержки атомной отрасли, о которых вчера говорили на совещании. Объем инвестиционной программы концерна «Энергоатом» на этот год составит более 164 млрд рублей, причем около половины этих средств (73,3 млрд рублей) поступят из федерального бюджета — распоряжение об этом премьер подписал еще на прошлой неделе. Кроме того, атомная госкорпорация попросила у правительства помощи в переговорах с банками по поводу кредитных ставок на кредиты. Банки согласны дать их под 16%, корпорация, по словам Сергея Кириенко, может взять только под 10%. Особую озабоченность в этом вопросе на совещании проявил вице-премьер Игорь Сечин, который высказался за скорейшее предоставление Росатому кредитного сопровождения его зарубежных проектов — в Китае, Болгарии, Индии и Белоруссии. И, наконец, для финансирования строительства атомных электростанций (АЭС) в этом году госкорпорация просит дать ей возможность выпустить инфраструктурные облигации на 26 млрд рублей (эта сумма уже заложена в инвестпрограмму компании на этот год).Кроме того, Сергей Кириенко предложил скорректировать генсхему размещения российских энергообъектов до 2020 года, которая была утверждена правительством в феврале прошлого года. По сути, Росатом предлагает привязать пуски АЭС к динамике спроса на электроэнергию в том или ином регионе.

Сейчас атомные стройки идут на пяти площадках. В 2009 году должен быть сдан в эксплуатацию второй блок Ростовской АЭС. Продолжается строительство четвертого блока Калининской АЭС (срок сдачи — 2011 год), четвертого блока уникальной Белоярской АЭС с инновационным реактором на быстрых нейтронах БН-800 и первых двух блоков Нововоронежской АЭС-2 и Ленинградской АЭС-2 (сроки сдачи — 2012 и 2013 годы соответственно). Кириенко считает, что ускорение на один год достройки третьего блока Ростовской АЭС даст экономию в 5 млрд рублей, и еще на такую же сумму можно получить экономию, ускорив на два года достройку 4−го блока этой станции.Аналогичная ситуация с Балтийской АЭС (БалАЭС) в Калининградской области, приказ о начале строительства которой г-н Кириенко подписал уже после утверждения генсхемы федеральных энергообъектов. «Потребность в электроэнергии в этом регионе колоссальная», — обосновал намерения концерна его глава. Причем, предлагая включить этот объект в генсхему, Росатом не просит дополнительных инвестиций из бюджета, считая возможным перераспределение уже выделенного финансирования (напомним, что пуск первого блока БалАЭС намечен на 2016 год и до 49% ее капитала может быть отдано частным инвесторам, в том числе иностранным).По сути, вчерашнее совещание, как и другие происходящие вторую неделю события вокруг российской энергетики, дают представление о приоритетах, которыми федеральное правительство намерено руководствоваться в отрасли.

Выводы таковы. На первом месте — атом, на втором — госкомпании, на последнем — частные, купившие тепловые активы у РАО «ЕЭС России». Причем, если инвестпрограммы других госкомпаний на прошлой неделе рассматривались все скопом (ФСК, МРСК , «РусГидро» и «ИнтерРАО») и подверглись усекновению на 40% на этот год, то Росатом удостоился отдельного совещания и дополнительного финансирования.Дело, наверное, в особой позиции федерального правительства по отношению к атомному комплексу и его составной части — атомной энергетике. «Несмотря на кризис, России необходимо довести долю атомной генерации в общем объеме производства электроэнергии до 25−30%», — заявил вчера премьер-министр Владимир Путин (сейчас эта доля составляет 16%). «Здесь нет мелочей, здесь нужно соответствующее финансовое обеспечение, нужно параллельное и своевременное развитие сетевого хозяйства, нужно решить массу других вопросов, которые, несмотря на их масштаб, либо отсутствие такового, всегда являются очень важными в этой сфере», — подчеркнул премьер. Ставка на атомную энергию позволяет правительству не только диверсифицировать источники энергии, но и подстраховывает от высокой стоимости углеводородного сырья, которое служит топливом для тепловых станций и, соответственно, сказывается в цене на электроэнергию.Кроме того, Сергею Кириенко дали карт-бланш и на развитие зарубежных проектов концерна.

По сути, эта одна из трех сфер (наравне с экспортом вооружения и углеводородов), где Россия реально может расширить свое присутствие в окружающем ее пространстве. Сегодня Росатом является единственной компанией в мире, которая охватывает весь технологический цикл атомной энергетики, включая эксплуатацию атомных электростанций. Однако при всей приверженности концерна к российскому оборудованию, о котором вчера неоднократно упоминал его глава, в начале марта Росатом и германский энергетический концерн Siemens (признанный мировой лидер в энергомашиностроении) выразили намерение создать совместное предприятие в области ядерной энергетики. Сейчас в различных странах работают 439 блоков АЭС, а до 2030 года будет построено, как ожидается, еще 400 стоимостью свыше 1 трлн евро. Эта цифра может быть и выше, поскольку европейцы, напуганные скандальной новогодней историей с транзитом российского газа через Украину, сейчас вновь заговорили о необходимости строить новые атомные электростанции в своем регионе.

По мнению аналитика ИК «ЦЕРИХ Кэпитал Менеджмент» Николая Подлевских, готовность государства поддерживать развитие атомной энергетики, в том числе и деньгами, вызвана тем, что в этой отрасли легче сконцентрировать усилия на продвижении крупных проектов и контроле за расходованием средств. «Если окажется, что мировая экономика надолго погружается в стагнацию и сокращение спроса, тогда эти проекты Росатома будут составлять серьезную конкуренцию планам по развитию тепловой генерации и всего нефтегазового сектора. А в случае жесткого развития событий владельцам тепловой генерации не позавидуешь. Их не спасет и введение рыночных цен, поскольку в условиях падения спроса выжать из потребителей адекватные цены будет достаточно сложно», — уверен аналитик. Однако, уверен он, с точки зрения интересов общества в вопросах обеспечения критически важных ресурсов, каким является электроэнергетика, лучше иметь дополнительный запас прочности. «Кроме того, через два-три года более вероятным представляется выход на новый виток роста экономики, когда потребности в росте выработке электроэнергии могут вновь опережать возможности по вводу в строй новых мощностей», — говорит Подлевских.Вадим Пономарев, редактор отдела промышленности журнала «Эксперт Волга».«Эксперт Online»