Ядерная ступень к выходу из тупика

— роста цен.Сделанные ранее основополагающие прогнозы о темпах роста энергопотребления и развитии новых энерготехнологий не оправдались. Уровень потребления растет намного быстрее, а новые источники энергии заработают в промышленном масштабе и с конкурентоспособной экономикой не ранее 2030 года.Кроме того, разрушен постулат, гласящий, что все проблемы можно решить деньгами. Цена на нефть выросла на порядок, но даже 130 долларов за баррель не создадут новых месторождений в объеме, необходимом для удовлетворения потребностей экономического развития. Проблема нехватки энергоресурсов перестала быть финансовой и перешла в режим физических ограничений.Альтернативные источники энергии не в состоянии обеспечить необходимого масштаба покрытия энергодефицита. А их стоимость подтверждает аксиому, что энергия дешевой не бывает, что прямо сейчас демонстрирует пример этанола.Ядерная энергетика, конечно, не может быть единственным способом преодоления всех этих кризисов, но, безусловно, является значимой частью решения всех трех проблем.Ежегодно атомные станции в Европе позволяют избежать эмиссии 700 миллионов тонн СО2, а, например, в Японии – 270 миллионов тонн СO2.В России доля атомной генерации должна вырасти с 16 % до 25–30 % к 2030 году, т. е. в энергетическом секторе нашей страны только за счет новых АЭС эмиссия парниковых газов будет снижена на 10–15 %. И это не просто декларация, а решение государства с определенными источниками финансирования.До сих пор атомная промышленность развивалась в сторону увеличения единичной установленной мощности энергоблоков, невольно отрезая от благ атомной энергетики страны с недостаточно развитыми энергосетями (прежде всего на африканском континенте).

Но сегодня атомная промышленность готова предложить рынку реакторы малой и средней мощности, которые для целого ряда стран могут стать ресурсом развития.Еще одним важным плюсом атомной энергетики является способность генерировать энергию в связке с опреснением воды, что работает на преодоление кризиса продовольствия сразу в двух аспектах. С одной стороны, в странах Африки не хватает пресной воды для развития сельского хозяйства (например, в Сенегале), с другой — пресная вода может стать самым существенным продовольственным дефицитом, если сегодня не предпринять мер по её производству с доступной экономикой.Таким образом, кардинальное изменение ситуации сегодня заключается в том, что доступ к надежным и дешевым источникам энергии становится важнейшим условием устойчивости экономики любой страны, условием развития целых государств. Все большее количество стран, и развитых, и развивающихся приходит к необходимости начала освоения на своей территории технологий мирного использования атомной энергии. Сегодня в атомной отрасли мира наблюдается явление, получившее название “ядерный ренессанс”, самые сдержанные прогнозы говорят о том, что в перспективе 2030 года на планете будет построено до 600 новых энергоблоков (сейчас работает 435).А значит, наиболее важным становится не просто укрепление ограничительных мер, не просто усиление мер давления или мер запрета в рамках режима нераспространения. Важнейшей задачей становится совмещение двух безусловных прав: с одной стороны, права любой страны на доступ к благам мирного использования атомной энергии, а с другой стороны, право мирового сообщества на безусловное требование соблюдения норм безопасности и гарантий режима нераспространения.

Это создает принципиально новую правовую, экономическую и, если хотите, морально-этическую ситуацию, потому что в подобном случае занимать только запретительную позицию невозможно ни с правовой точки зрения, ни с экономической, ни с моральной.Россия не просто выступает инициатором создания по сути новой системы безопасности развития атомной энергетики, но и своими действиями создает реальные механизмы гарантии нераспространения ядерного оружия.Мы уже выступили с инициативой создания инфраструктуры международных центров по предоставлению услуг ядерно-топливного цикла, которая позволит обеспечить равный доступ всех заинтересованных сторон к атомной энергии при надежном соблюдении требований режима нераспространения под контролем МАГАТЭ. Более того, на территории России в городе Ангарске создан и работает международный центр по обогащению урана. Мы также работаем над возможностью реализации при Ангарском международном центре инициативы МАГАТЭ по созданию гарантированного запаса низкообогащенного урана, которым мог бы распоряжаться совет управляющих МАГАТЭ и который был бы гарантией для любой страны в мире, что вне зависимости от любых политических аспектов поставка топлива будет обеспечена.Существенным тормозом в развитии атомной энергетики является ментальный парадокс: сегодня атомную энергетику нужно развивать по экологическим и социальным основаниям, то есть по тем же причинам, по которым во многих странах она была законсервирована после аварий в Three Miles Island (США) и Чернобыле (СССР). Тем ценнее заявления таких референтных для общества экспертов, как основатель Greenpeace Патрик Мур, открыто признавший ошибочность оппозиции атомной энергетике и выступающий за её развитие как за основной способ противодействия глобальному потеплению.

Избавление от стереотипов прошлого на политическом уровне реально ускорит разворачивание ядерной энергетики. Это позволит быстрее снять существующие нерыночные барьеры на европейском и американском континентах, которые вводились с целью защитить своего производителя в условиях перепроизводства услуг ядерного топливного цикла и стали абсолютными рудиментами сейчас, когда рынок становится дефицитным. Ясный политический сигнал сориентирует и банковское сообщество, которое сегодня на всякий случай сторонится инвестиционных проектов по строительству АЭС под спекулятивным давлением радикальных общественных организаций.Очевиден системный кризис, который может быть преодолен также системно: при условии широкого международного сотрудничества. Мы предлагаем и будем продолжать предлагать такой подход своим коллегам в странах “восьмерки” и всем нашим партнерам в области мирного использования атомной энергии.Генеральный директор Государственной корпорации по атомной энергии “Росатом” Сергей КириенкоFrankfurter Algemeine ZeitungИсточник: Пресс-Центр атомной энергетики