В 2016 году в рамках проекта «Прорыв» СХК должен выполнить строительно-монтажных работ на три миллиарда рублей. 30 марта была приподнята завеса тайны над уникальным проектом. Отделом по связям с общественностью впервые проведен пресс-тур для региональных и местных СМИ на строительную площадку опытно-демонстрационного энергокомплекса.

 

Проект Прорыв СХК ОДЭК

 

В круглосуточном режиме

На то, насколько важен этот проект не только для СХК, атомной отрасли, но и для России, указывает факт, что на сегодняшний день это единственная крупномасштабная промышленная стройка, куда вкладываются такие огромные средства. Причем строительство идет вахтовым методом в круглосуточном режиме, без выходных и праздников. Исключением стали новогодние каникулы, но и то у строителей они были сокращены до пяти дней. 

Производство топлива нового поколения для АЭС – это совершенно уникальный проект, равного которому нет нигде в мире. Новый конкурентоспособный продукт призван обеспечить лидерство российских технологий в мировой атомной энергетике. Именно поэтому совершенно принципиально для нас, что и в разработке проекта, и в строительстве, а также в производстве оборудования задействованы только российские специалисты.
Так, на площадке будущего модуля фабрикации, а это первый этап строительства объектов ОДЭК, генподрядчиком является уральская компания «Ява строй». Субподрядчики – российские строительные фирмы и организации, в том числе томские и северские. Иногородние представители из Красноярска и Омска.
Подготовка строительства трех заводов - модуля фабрикации (30 технологических зданий и сооружений), реакторной установки БРЕСТ-ОД-300 и модуля по переработке отработанного ядерного топлива - началась в августе 2012 года.

 

Нигде в мире ничего подобного еще не создавали, это полностью замкнутый производственный цикл реактора на быстрых нейтронах нового, четвертого поколения. К концу 2017 года модуль фабрикации должен быть готов полностью.
Андрей Николаев, руководитель проекта по созданию РУ БРЕСТ-ОД-300

 

Сам себя кормящий

Андрей Николаев, руководитель проекта по созданию РУ БРЕСТ-ОД-300, проводивший экскурсию для журналистов, пояснил, что на сегодняшний момент можно говорить о выполнении 10 % всех работ. Как только появится реактор – это уже будет половина. Причем работы ведутся параллельно. Подготовка к появлению реактора также начата, проект утвержден, ожидается разрешение на строительство. Показав место, где появляются конструкции будущей проходной, Андрей Николаев пояснил, что перемещаться по территории работники будут только от нее до санпропускника. Все остальные передвижения - исключительно по закрытым галереям, которые соединят между собой все сооружения.

«Нигде в мире ничего подобного еще не создавали, - комментирует он, - это полностью замкнутый производственный цикл реактора на быстрых нейтронах нового, четвертого поколения. К концу 2017 года модуль фабрикации должен быть готов полностью, и с 2018-го начнется наработка топлива. Для выработки первой необходимой для производства партии потребуется два года, стартовая загрузка должна быть готова к моменту пуска реактора в 2020 году. Также должно быть наработано топливо для двух первых перегрузок. В первые два года работы будет наработано по 14 тонн топлива. Итого 28 тонн. Специфика такова, что на одном и том же топливе реактор работать может до бесконечности. Отработанное топливо будет уходить на переработку, а затем снова возвращаться в реактор, по сути, то же самое топливо! Первое топливо будет сделано, а дальше уже «он сам себя будет кормить». Можно сказать, что производство практически безотходное, за минусом небольшого количества продуктов деления и еще ряда веществ. Но это мизер по сравнению с тем, что было раньше».

 

ОДЭК СХК проект Прорыв

 

Экономическая непогода – не помеха

Финальной точкой пресс-тура стала пресс-конференция на стройплощадке, на которую прибыли генеральный директор АО «СХК» Сергей Точилин, его заместитель по проекту Алексей Векенцев и директор предприятия-генподрядчика Сергей Гусев. Предваряя вопросы журналистов, глава СХК пояснил, что для возведения данных объектов есть вся необходимая нормативно-правовая база: проект, лицензии на размещение, сооружение, разрешение на строительство и прочие. Так что возводится все исключительно в рамках закона. «По большому счету, - рассказал Сергей Точилин, - строительство ведется третий год. 

В первый год это были сети и коммуникации; второй выдался более масштабным – выполнено строительно-монтажных работ примерно на миллиард рублей; в текущем году на эти цели уйдет уже три миллиарда, плюс у нас заказано большое количество оборудования. Да, есть, как говорит наш губернатор, «экономическая непогода», но в целом и экономика, и промышленность Российской Федерации – все работает. Работаем и мы. Есть проблемы с курсом доллара, с приобретением импортных материалов. Но у нас все вопросы решены, все делается в срок. В наличии документация, квалифицированный персонал, соблюдаются процедуры закупок, поставок, контроля качества. Имеется график подготовки персонала, все расписано - кто, где, когда и кого будет готовить. Часть специалистов – это работники СХК, часть - будет по мере необходимости готовиться нашими вузами».

 

На первых порах на модуле фабрикации будет задействовано более 500 человек, в дальнейшем, по прогнозам, когда к работе приступят уже все три завода, эксплуатационный персонал составит 1200 человек.

 

Единственный вопрос на сегодняшний день, варианты решения которого активно прорабатываются, – это технология переработки отработанного топлива. Но, по словам генерального директора, время на принятие окончательного решения еще есть. Уникальное предприятие должно иметь не только уникальные технологии для производства топлива, но и уникальные же способы его переработки. Единственное, что можно точно сказать: какая бы технология ни была выбрана, она будет однозначно отечественного образца.

 Подготовила Наталья РУССКАЯ

Фото: Александр Кузнецов