Выступление главы Госкорпорации “Росатом” Сергея Кириенко на совещании по вопросам развития атомной отрасли

— средства федерального бюджета.Второй документ, ставший итогом совещания — Регламент деятельности корпорации. Это принципиально важная вещь. Наша корпорация единственная, у которой есть такой документ, поскольку Росатом не только хозяйствующий субъект, он еще является преемником Федерального агентства по атомной энергетике в плане регулирования всех ее направлений. Поэтому исполнение всех полномочий госкорпорации должно регулироваться соответственными нормативными актами.Важнейшим для нас решением стало — исполнение согласованной федеральной целевой программы, ставшей новой технологической платформой в атомной энергетике.Для научного комплекса мы должны иметь понятную, ясную программу развития и создания реактора IV поколения, где будут применены фундаментальные разработки.Это программа называется “Ядерные энерготехнологии нового поколения”.

Проект ФЦП в настоящее время проходит согласование в ведомствах, и в соответствии с поручением Владимира Путина, к ноябрю планируется ее принять. Программа рассчитана на период до 2025 года. Она предусматривает целый комплекс проектов по замыканию ЯТЦ, в числе которых, например, развитие переработки облученного ядерного топлива (ОЯТ), извлеченного из действующих АЭС и атомных подводных лодок, создание производств уранплутониевого топлива (МОКС-топлива), которое предназначено для использования в реакторах на быстрых нейтронах (БН).Кроме того, к 2025 году в атомной отрасли России планируется создать целую линейку проектов АЭС разной мощности. Действующий проект реактора ВВЭР будет трансформирован в проект суперВВЭР, а затем в проект нового поколения.

Также планируется создать атомные установки с реакторами ВБЭР-300/640 на 300 и 640 МВт, соответственно, установки КЛТ-40 (они используются на плавучих АЭС) и реакторы самой малой мощности АБВ-6.Позвольте без протокола!Хочу поднять тему скрытого квотирования на европейском рынке для продукции российской атомной отрасли. Эта проблема напрямую затрагивает интересы ОАО ТВЭЛ и ОАО МСЗ. Скрытое квотирование — это рудимент старого времени. Под открытые правила торговли, которые декларирует Евросоюз, это никаким образом не проходит. Квотирование на рынке Евросоюза регулируется секретным протоколом Корфу, который определяет, что любой контракт, превышающий 20-процентную долю поставок продукции российского атомного производителя в ЕС, должен быть согласован агентством Евроатом. Это в чистом виде политическое ограничение, так как в реальности наши поставки в Европу значительно превышают 20-процентную квоту. Ни в Европе, ни в какой-либо другой стране мы не претендуем на какие-либо привилегии, мы хотим только одного — открытой, честной конкуренции.

Мы уверены, что в условиях честной конкуренции можем победить, что подтверждают результаты последних конкурсов по поставкам ядерного оборудования. Более того, протокол Корфу перестал формально действовать в конце 2007 года. Сейчас есть мандат Еврокомиссии на его ревизию. Наша точка зрения, что его не ревизировать надо, а ликвидировать.По оценкам экспертов уже в 2011—2012 годах в европе начинает просматриваться дефицит услуг по обогащению урана.

Это видно по участившимся в наш адрес обращениям европейских компаний, занимающихся закупками. Росатом готов поддержать европейских коллег, но мы не будем поставлять свои услуги через посредников, стараясь обойти протокол Корфу, так как это уж точно не соответствует европейским правилам свободной торговли и свободы рынка.Переговоры России и Евросоюза по данному вопросу вскоре должны продолжиться. Скрытое квотирование может стать одной из тем очередного российско-европейского саммита, запланированного на сентябрь.

Возможно, облегчит переговоры тот факт, что председательствует в ЕС в настоящее время Франция — европейский атомный лидер, как никто осознающий все нюансы этого рынка.Возможности ускоренияГоскорпорации “Росатом” по согласованию с Минэнерго предстоит в короткие сроки провести корректировку генеральной схемы размещения энергообъектов в РФ на период до 2020 года и учесть в ней ускорение сроков строительства АЭС.Сегодня мы ставим вопрос о том, что целый ряд объектов сможем построить раньше заложенных в генсхеме сроков.В качестве примера могу привести Ростовскую АЭС. После совещания с генподрядчиком — нижегородским Атомэнергопроектом, — стало понятно, что третий и четвертый блоки станции можно будет вести значительно быстрее, чем это планировалось ранее: в 2013-2014 гг. вместо 2014 и 2016 гг. соответственно. Это будет поточное, серийное строительство, а ускорение сроков позволит сэкономить деньги и оптимизировать реализацию проекта.Премьер-министр поставил перед нами задачу синхронизации строительства АЭС с сооружением новых сетевых мощностей, которые обеспечат подачу электроэнергии новых станций потребителям.

Наиболее эффективно АЭС работают в режиме полной загрузки, поэтому единая энергосистема страны должна быть готова принять новые мощности. А стало быть, необходимо опережающее развитие сетевой инфраструктуры.Печатается в сокращении