Росатом создает отраслевую систему ценообразования в строительстве

“Росэнергоатома” Геннадий Сахаров отметил, что “наступает период осмысленного инвестиционного планирования”. По окончании совещания Геннадий САХАРОВ ответил на вопросыВопрос: Что означает “осмысленное инвестиционное планирование”, и чем оно отличается от прежнего?Г. Сахаров: Дело в том, что в течение почти десяти лет, с 1992 года по 2001 год, ввод новых энергоблоков в России не осуществлялся, и в атомной отрасли не был сформирован опыт по осуществлению инвестиционных мегапроектов в рыночных условиях. Строительство и пуск энергоблока №1 Волгодонской АЭС в 2001 году и энергоблока №3 Калининской АЭС в 2005 году, достройка в настоящее время энергоблока №2 Волгодонской АЭС и энергоблока №4 Калининской АЭС показали, что осуществление инвестиционных проектов по сооружению объектов атомной энергетики в современных условиях требует полного переосмысления. Таким образом, одной из ключевых задач стало создание эффективной и конкурентной системы реализации инвестиционных проектов по строительству объектов атомной энергетики, основанной на принципах инвестиционного менеджмента, современных технологиях проектного управления, конкурентоспособных в условиях рыночной экономики. И такая система в концерне “Росэнергоатом” на сегодняшний день создана.Основу управления инвестиционными программами “Росэнергоатома” составляет система инвестиционного планирования. Она позволяет определить необходимый объем инвестиционных ресурсов, оптимизировать источники их формирования, определить направления наиболее эффективного использования инвестиционных ресурсов, создать информационную базу по мониторингу инвестиционной деятельности.

Система инвестиционного планирования дает возможность осуществлять так называемое “осмысленное инвестиционное планирование”: с достаточной точностью (до 10-15%) прогнозировать долгосрочные (на 10-15 лет) и среднесрочные (на 3 года) инвестиционные планы “Росэнергоатома”. При этом все плановые показатели четко направлены на реализацию долгосрочной стратегии развития атомной отрасли. В результате проделанной работы сейчас у нас есть четкое понимание, что тех денег, которые заложены в Федеральную целевую программу “Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007-2010 годы и на перспективу до 2015 года”, явно недостаточно для того, чтобы выполнить поставленные в ней задачи. На сегодня годовая инвестиционная программа “Росэнергоатома” в денежном выражении стоит больше, чем предусмотрено ФЦП, и концерн вынужден компенсировать данный дисбаланс за счет привлечения дополнительных собственных средств, включая прибыль, и кредитные средства.Вопрос: Почему были допущены ошибки при разработке федеральной целевой программы?Г. Сахаров: Во-первых, появились новые виды затрат, которые необходимо учитывать при разработке сметной документации: различные виды страхования, проценты за кредиты, плата за землю, затраты на получение исходных данных, технических условий, согласований и так далее. Во-вторых, на стадии согласования федеральной целевой программы из нее были исключены затраты на содержание дирекций строящихся объектов, затраты на строительство объектов социальной сферы в 30-километровой зоне, что составляет приблизительно 5-7% от стоимости энергоблоков, затраты на жилищно-гражданское строительство и другие.

В-третьих, на момент формирования федеральной целевой программы по многим инвестиционным проектам, например, по “АЭС-2006”, плавучим АЭС, продлению сроков эксплуатации действующих энергоблоков АЭС, отсутствовала проектная документация, и расчетная стоимость бралась по аналогам. На самом деле многие проекты оказались технологически сложнее, и здесь наши прогнозы не оправдались.В-четвертых, в своих прогнозах, основанных на прогнозах социально-экономического развития страны, сделанных Минэкономразвития РФ, мы не предполагали такого удорожания стоимости строительной продукции и особенно оборудования. Например, большинство оборудования с длительным циклом изготовления буквально за два года подорожало от 50 до 100%. И это при росте инфляции в 10-12% в год. В-пятых, большую ошибку в прогнозах дает отсутствие в стране системы ценообразования в строительстве.

По данным Федерального центра по ценообразованию увеличение сметной стоимости инвестиционных проектов в ходе строительства составляет в среднем по России около 50%. Исходя из этого, сделать точный прогноз стоимости строительства в текущих ценах достаточно сложно. В-шестых, из-за нехватки денежных средств мы попали в “бумеранг” — у нас не хватает денежных средств, мы влезаем в кредиты и соответственно платим проценты за кредит, увеличиваем стоимость объектов, что также не предусмотрено в ФЦП. Отсюда разрыв между инвестиционной программой концерна “Росэнергоатом” и федеральной целевой программой увеличивается еще больше.Вопрос: Учтены ли эти недостатки в Программе долгосрочной деятельности госкорпорации “Росатом”?Г. Сахаров: Сегодня ситуация складывается так, что в соответствии с действующим законодательством на смену Федеральной целевой программе придет Программа долгосрочной деятельности госкорпорации “Росатом”, и этот переход не должен отрицательно сказаться на темпах выполнения инвестиционных проектов, не должен вести к срыву сроков ввода объектов. Поэтому, наверное, было бы правильно сначала ввести в действие ПДД, а затем уже организовать системную работу по ее корректировке, которая потребует достаточно длительного времени.Вопрос: Почему участники Совета, судя по их выступлениям, особенно озабочены проблемой ценообразования?Г. Сахаров: Этот вопрос является одним из основополагающих для точного планирования и дальнейшего эффективного осуществления инвестиционных проектов.

Представители Госстроя России официально признают, что система ценообразования в строительстве практически отсутствует, а та, что есть, не учитывает атомной отраслевой специфики. Например, все наши объекты и сооружения имеют большую номенклатуру индивидуальных конструкций и изделий, которые значительно отличаются от типовых серий, применяемых в промышленном строительстве; более 40% стоимости энергоблока АЭС составляет оборудование; строительный цикл занимает длительный временной период — от трех до пяти лет. На предыдущем заседании Совета было принято предложение о необходимости разработки программы по созданию отраслевой системы ценообразования в строительстве, и для этого была создана рабочая группа. На сегодняшний день данная программа разработана и началась ее реализация. В рамках этой программы предусмотрено: создание единой отраслевой методологии определения стоимости строительства объектов атомной энергетики в текущем уровне цен; разработка, сертификация и введение в действие отраслевой сметно-нормативной базы; разработка отраслевого сметного программного комплекса “АтомСмета”. Выполнение данной программы позволит впервые в России создать “фирменную” отраслевую систему ценообразования в строительстве, а также повысить качество инвестиционного планирования и соответственно экономическую эффективность инвестиционных проектов по сооружению объектов атомной энергетики.

ПримечаниеФедеральная целевая программа “Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007-2010 годы и на перспективу до 2015 года” утверждена постановлением Правительства РФ от 06.10.2006 г. № 605.Отличие Программы долгосрочной деятельности госкорпорации “Росатом” на 2008-2015 годы от Федеральной целевой программы “Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007-2010 годы и на перспективу до 2015 года”:— ввод новых мощностей принят по Генеральной схеме размещения объектов электроэнергетики до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства РФ от 22.02.2008 года № 215-р.;— учтен перспективный график ремонтов энергоблоков АЭС России;— учтены системные ограничения по Кольской АЭС;— учтено выполнение скорректированной программы увеличения выработки электроэнергии на энергоблоках АЭС;— учтен переход к эксплуатации на 18-месячный топливный цикл на АЭС с реакторами ВВЭР-1000;— учтен переход на 2-х летний межремонтный период для всех энергоблоков после завершения замены технологических каналов на АЭС с реакторами РБМК.По материалам Отдела информации Ленинградской АЭСNuclear.Ru