О предприятии
Продукция
Пресс-центр
Коммерческие
предложения
Система инвестиционного планирования дает возможность осуществлять так называемое “осмысленное инвестиционное планирование”: с достаточной точностью (до 10-15%) прогнозировать долгосрочные (на 10-15 лет) и среднесрочные (на 3 года) инвестиционные планы “Росэнергоатома”. При этом все плановые показатели четко направлены на реализацию долгосрочной стратегии развития атомной отрасли. В результате проделанной работы сейчас у нас есть четкое понимание, что тех денег, которые заложены в Федеральную целевую программу “Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007-2010 годы и на перспективу до 2015 года”, явно недостаточно для того, чтобы выполнить поставленные в ней задачи. На сегодня годовая инвестиционная программа “Росэнергоатома” в денежном выражении стоит больше, чем предусмотрено ФЦП, и концерн вынужден компенсировать данный дисбаланс за счет привлечения дополнительных собственных средств, включая прибыль, и кредитные средства.Вопрос: Почему были допущены ошибки при разработке федеральной целевой программы?Г. Сахаров: Во-первых, появились новые виды затрат, которые необходимо учитывать при разработке сметной документации: различные виды страхования, проценты за кредиты, плата за землю, затраты на получение исходных данных, технических условий, согласований и так далее. Во-вторых, на стадии согласования федеральной целевой программы из нее были исключены затраты на содержание дирекций строящихся объектов, затраты на строительство объектов социальной сферы в 30-километровой зоне, что составляет приблизительно 5-7% от стоимости энергоблоков, затраты на жилищно-гражданское строительство и другие.
В-третьих, на момент формирования федеральной целевой программы по многим инвестиционным проектам, например, по “АЭС-2006”, плавучим АЭС, продлению сроков эксплуатации действующих энергоблоков АЭС, отсутствовала проектная документация, и расчетная стоимость бралась по аналогам. На самом деле многие проекты оказались технологически сложнее, и здесь наши прогнозы не оправдались.В-четвертых, в своих прогнозах, основанных на прогнозах социально-экономического развития страны, сделанных Минэкономразвития РФ, мы не предполагали такого удорожания стоимости строительной продукции и особенно оборудования. Например, большинство оборудования с длительным циклом изготовления буквально за два года подорожало от 50 до 100%. И это при росте инфляции в 10-12% в год. В-пятых, большую ошибку в прогнозах дает отсутствие в стране системы ценообразования в строительстве.
По данным Федерального центра по ценообразованию увеличение сметной стоимости инвестиционных проектов в ходе строительства составляет в среднем по России около 50%. Исходя из этого, сделать точный прогноз стоимости строительства в текущих ценах достаточно сложно. В-шестых, из-за нехватки денежных средств мы попали в “бумеранг” — у нас не хватает денежных средств, мы влезаем в кредиты и соответственно платим проценты за кредит, увеличиваем стоимость объектов, что также не предусмотрено в ФЦП. Отсюда разрыв между инвестиционной программой концерна “Росэнергоатом” и федеральной целевой программой увеличивается еще больше.Вопрос: Учтены ли эти недостатки в Программе долгосрочной деятельности госкорпорации “Росатом”?Г. Сахаров: Сегодня ситуация складывается так, что в соответствии с действующим законодательством на смену Федеральной целевой программе придет Программа долгосрочной деятельности госкорпорации “Росатом”, и этот переход не должен отрицательно сказаться на темпах выполнения инвестиционных проектов, не должен вести к срыву сроков ввода объектов. Поэтому, наверное, было бы правильно сначала ввести в действие ПДД, а затем уже организовать системную работу по ее корректировке, которая потребует достаточно длительного времени.Вопрос: Почему участники Совета, судя по их выступлениям, особенно озабочены проблемой ценообразования?Г. Сахаров: Этот вопрос является одним из основополагающих для точного планирования и дальнейшего эффективного осуществления инвестиционных проектов.
Представители Госстроя России официально признают, что система ценообразования в строительстве практически отсутствует, а та, что есть, не учитывает атомной отраслевой специфики. Например, все наши объекты и сооружения имеют большую номенклатуру индивидуальных конструкций и изделий, которые значительно отличаются от типовых серий, применяемых в промышленном строительстве; более 40% стоимости энергоблока АЭС составляет оборудование; строительный цикл занимает длительный временной период — от трех до пяти лет. На предыдущем заседании Совета было принято предложение о необходимости разработки программы по созданию отраслевой системы ценообразования в строительстве, и для этого была создана рабочая группа. На сегодняшний день данная программа разработана и началась ее реализация. В рамках этой программы предусмотрено: создание единой отраслевой методологии определения стоимости строительства объектов атомной энергетики в текущем уровне цен; разработка, сертификация и введение в действие отраслевой сметно-нормативной базы; разработка отраслевого сметного программного комплекса “АтомСмета”. Выполнение данной программы позволит впервые в России создать “фирменную” отраслевую систему ценообразования в строительстве, а также повысить качество инвестиционного планирования и соответственно экономическую эффективность инвестиционных проектов по сооружению объектов атомной энергетики.
ПримечаниеФедеральная целевая программа “Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007-2010 годы и на перспективу до 2015 года” утверждена постановлением Правительства РФ от 06.10.2006 г. № 605.Отличие Программы долгосрочной деятельности госкорпорации “Росатом” на 2008-2015 годы от Федеральной целевой программы “Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007-2010 годы и на перспективу до 2015 года”:— ввод новых мощностей принят по Генеральной схеме размещения объектов электроэнергетики до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства РФ от 22.02.2008 года № 215-р.;— учтен перспективный график ремонтов энергоблоков АЭС России;— учтены системные ограничения по Кольской АЭС;— учтено выполнение скорректированной программы увеличения выработки электроэнергии на энергоблоках АЭС;— учтен переход к эксплуатации на 18-месячный топливный цикл на АЭС с реакторами ВВЭР-1000;— учтен переход на 2-х летний межремонтный период для всех энергоблоков после завершения замены технологических каналов на АЭС с реакторами РБМК.По материалам Отдела информации Ленинградской АЭСNuclear.Ru
Этот сайт использует cookies. Продолжая работу с сайтом, Вы выражаете своё согласие на обработку Ваших персональных данных. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера. Подробнее