Цепная реакция. Ядерная энергетика не должна развиваться по газовому сценарию

не дошло. К сожалению, не создана долгосрочная база сотрудничества с Россией и в ядерной энергетике.Как стало известно “Зеркалу недели”, не будет выполнено поручение украинско-российского межправительственного комитета по экономическому сотрудничеству о подпи-сании до конца декабря 2008 года контрактов с РФ на закупку ядерно-го топлива для украинских АЭС в 2009-м и после 2010 года. “Мы ожидаем подписания в феврале”, — сообщил источник в Минтопэнерго.

Основная проблема заключается в непродуманной политике Украины по диверсификации поставок энергоресурсов. В Москве не понимают, почему Киев в такой спешке, без тендера подписал в марте 2008-го контракт на поставку в 2011—2015 годах американского ядерного топлива.Причем украинская сторона обязалась закупать то, чего нет. Ведь испытания топлива компании Westinghouse так и не завершены. Как заявила председатель Государствен-ного комитета ядерного регулирования Елена Миколайчук, комитет так и не смог увидеть документы для лицензирования этих сборок. Зато Южно-Украинская АЭС рапортует об успешном прохождении третьей топливной кампании шестью американскими тепловыделяющими сборками (ТВС) и переходе на четвертый цикл.Условия и результаты квалифи-кации топлива Westinghouse не известны не только украинскому регулятору, но и ОАО “ТВЭЛ” (РФ), чьи сборки работают в одной зоне с американскими.

Российские специалисты как по топливу, так и по реакторам на площадку Южно-Украинской АЭС допущены не были. Это выглядит странно, ведь компания “ТВЭЛ” неоднократно заявляла о снятии гарантий при совместной эксплуатации кассет разного производства. И это решение остается в силе.Как можно убедить россиян изменить свою позицию, если только не привлечь их к исследованиям?

А пока российская сторона “помогает” испытывать продукцию конкурентов только тем, что обеспечивает дополнительную жесткость американских сборок, работающих в самых слабых зонах в окружении доказавших свою прочность российских ТВС.В России однозначно воспринимают украинско-американский проект как политический. Мол, ведь не зря в свое время подписание контракта приурочили к визиту в Украину президента США Джорджа Буша. Зато с российским контрактом почему-то медлят, хотя он уже давно находится на рассмотрении в Киеве.Большинство экспертов уверены, что подписание такого документа с Россией до 2025 года важно в первую очередь для Украины — как гарантия обеспечения безопасным и экономически эффективным топливом. Применяемая формула цены выгодна Киеву в связи со значительным падением цен на уран. Кроме того, отработанная давальческая схема поставок украинского урана также снизит стоимость ядерного топлива.Советник генерального директора Института поддержки эксплуатации АЭС Нур Нигматуллин уверен, что в ядерной энергетике игр в политику быть не должно. “Если мы говорим о ядерном топливе, то здесь основным вопросом является безопасность и цена. По моей информации, стоимость американского ядерного топлива выше стоимости российского, — сказал эксперт.

— Ведь почему “Темелин” (АЭС в Чехии. — И.С.) отказался от американского топлива — по сугубо экономическим соображениям. А мы что, умнее?” Н. Нигматул-лин также поддерживает идею подписания долгосрочного контракта. “Смысл — удержать цену”, — пояснил он.Еще одним аргументом в пользу сотрудничества с Россией является возможность совместного создания в Украине производства ядерного топлива. “Энергоатом” уже подписал лицензионный договор на получение технологии производства комплектующих ТВС. Фактически речь идет о передаче Украине определенной доли россиян в поставках ядерного топлива.Понятно, что Москве нужны экономические аргументы для такого шага.

Вместо этого Киев предлагает российскому концерну “ТВЭЛ” отказаться от поставок топлива на три или даже шесть энергоблоков в пользу американцев. Хотя в Европе давно поняли, что использование американского топлива на российских реакторах неэкономично и небезопасно. Это мнение подтвердил пример Словакии, которая подписала в ноябре контракт на приобретение российского топлива для АЭС “Моховце” и “Богунице”. Но Украину опыт стран ЕС, похоже, ничему не учит.Игорь Собольчук,Зеркало недели, Украина