Гендиректор EDF и члены британского правительства проинспектировали строительство АЭС «Хинкли Пойнт С»

Визит произошёл непосредственно после того, как Палата общин британского парламента одобрила законопроект о финансировании атомной энергетики, который должен сделать более привлекательными инвестиции в атомную отрасль.

«Хинкли Пойнт С» (третья очередь АЭС «Хинкли Пойнт») - первая новая АЭС, которая строится в Великобритании более чем за 20 лет. На ней будут эксплуатироваться два энергоблока с реакторами EPR-1600 разработки французской компании AREVA (ныне Orano). Её строительство началось в 2018 году, а промышленная эксплуатация должна начаться в 2026 году.

Параллельно со строительством ведётся подготовка персонала для новой АЭС. Сейчас обучение проходят 850 будущих сотрудников, а концу года это количество должно будет возрасти до 1000.

Присутствовавший во время визита на стройплощадку генеральный директор EDF UK (британский филиал EDF, известный также под брендами British Energy и EDF Energy) Симон Росси также сообщил, что фактически решённым является вопрос о строительстве ещё одной такой же станции – «Сайзвелл С» (третья очередь АЭС «Сайзвелл») в графстве Саффолк с такими же двумя энергоблоками EPR, переговоры о строительстве которой между EDF и британским правительством идут с конца 2020 года.

Разница между этими двумя станциями будет в структуре собственности. Если на АЭС «Хинкли Пойнт С» EDF имеет большинство акций, а 33% имеет китайская China General Nuclear владеет 33%, то время как АЭС «Сайзвелл С» будет принадлежать британским инвесторам через механизм, закон о котором в настоящее время рассматривается в парламенте.

До недавнего времени финансирование строительства АЭС в Великобритании происходило через механизм под названием «контракты на разницу» (англ. Contracts for Difference, сокращённо CfD) – когда разработчики полностью финансирует строительство станции и начинают получать прибыль только после того, как АЭС начнёт вырабатывать электроэнергию. По такой схеме строится и АЭС «Хинкли Пойнт С», но её недостатком считается то, что на разработчиков кладутся все риски строительства, что привело к срыву ранее анонсированных проектов строительства замещающих мощностей на АЭС «Уилфа» и «Мурсайд».

Новый механизм, предложенный Министерством бизнеса, энергетики и промышленной стратегии (BEIS) под названием «регулирование базы активов» (Regulated Asset Base, сокращённо RAB) предполагает, что генерирующая компания получает лицензию от экономического регулятора на взимание регулируемой цены с потребителей в обмен на предоставление соответствующей инфраструктуры. Сообщается, что недавно этот механизм был успешно применён при строительстве терминала №5 лондонского аэропорта Хитроу и 25-километрового подземного канализационного тоннеля Thames Tideway в Лондоне.