Просто герой


Мог ли знать семнадцатилетний пермский паренек, выпускник ремесленного училища, что готовит ему судьба в далекой незнакомой Сибири? Ему, обычному мальчишке из рабочего поселка, до последней минуты и неведомо было, в какие края его везут с такими же, как он, безусыми молодыми специалистами.
А сказал бы кто тогда, что станет спустя годы Саша Спицын Героем труда и депутатом Верховного Совета,
поверил бы? Да смешно сказать! А ведь так все и случилось.

Бежать отсюда надо!
Ближе к окончанию училища заполнил он с товарищами особую анкету, и в июле месяце повезли их в Горький, где три месяца переучивали на новое незнакомое оборудование. Куда потом, никто не знал и тем более не говорил. Секретность полная.
«Когда уже привезли сюда, многие в ботиночках были, кто в шинельке, в курточках, а мороз под сорок! — вспоминает Александр Николаевич. — Я же, как знал, и перед отъездом пальто теплое на барахолке купил.
А увиденное здесь вообще шокировало. Колючка, конвойные с автоматами, колонны заключенных. У некоторых ребят нервишки сдали, конечно. Кто-то даже сказал в сердцах, что бежать отсюда надо! Посчитали нас по головам и в баню. Раздевайтесь и, как хотите, но полтора часа моетесь. Белье забрали на «прожарку», а мы положенное время в бане плескались. Поселили в солдатских бараках, по нескольку человек в комнате. А уж как потом вкалывать пришлось — это отдельный рассказ!»

Жара как в тропиках
Многие уезжали, не выдерживая тяжелой работы, неустроенности быта. Оставались самые стойкие, большинство — комсомольцы.
«Это звание для нас тогда многое значило, — продолжал рассказ Александр Николаевич. — На сознание нам давить не надо было. Работали по 12-14 часов, а то и в две смены. Условия аховые. В цехе жара, как в тропиках, комбинезоны от пота выжимали, а на улице морозяка. Практически все вручную, механизмов мало. Жили в тех же бараках, кормились на свои заработанные. Не сладко приходилось, но справились, пустили завод».
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 декабря 1938 года установлена высшая степень отличия в области хозяйственного и культурного строительства — звание Героя Социалистического Труда.

Москва. Кремль
Думали ли эти юноши в тот момент о наградах, каких-то званиях? Да нет же. Работали на совесть и все. Но их героический труд Родина без внимания не оставила и воздала по заслугам.
«Как выбирали, кто присваивал, почему именно мне дали Героя — для меня до сих пор загадка, — честно признается Спицын. — Узнал о награждении случайно, и то в общих чертах. Одна из сотрудниц управления шла мимо и сказала. Тебя, говорит, наградили, и чем-то серьезным, поедешь в Москву скоро. Чем серьезным, я до самого вручения в Кремле не знал. В апреле приказали собираться в столицу вместе с директором комбината Леонтичуком, но он раньше самолетом улетел, а я поездом покатил. В Кремле с ним и встретились. Только тут в приемной мне Александр Семенович и сказал, что за награда меня ждет. В 10 часов пробили куранты и началась церемония награждения. Вручал награды Леонид Брежнев. Назвали мою фамилию. Встаю. Физическая подготовка у меня была приличная. Штангой, футболом занимался, а тут иду и чувствую, что ноги ватные. И рукопожатие, помню, от волнения совсем некрепкое получилось».

Остальным ударникам труда ордена и медали вручали в нашем Доме культуры. Вернулся домой Александр Спицын со Звездой Героя и орденом Ленина на груди рано утром, доложил начальству о прибытии и в тот же день вышел во вторую смену. Было нашему Герою тогда всего двадцать семь лет…

Депутат и лесоруб
Теперь Герой Труда Александр Спицын становится настоящим героем общественной и политической жизни. Встречи в трудовых коллективах, школах, воинских частях. Но еще до присвоения высокого звания он два созыва проработал депутатом городского Совета, а в 1963 году Спицына избирают депутатом Верховного Совета РСФСР.
«Кого тогда выбирали в депутаты Верховного Совета? Да обычных работяг, в основном. Во всяком случае, на этой фотографии как раз все депутаты от Томской области, — говорит Александр Николаевич, показывая, кто есть кто на фото. — Вот это ректор политехнического института Воробьев, это лесоруб Матиченко, эта женщина — доярка, рядом работница «Сибкабеля» и я — слесарь с СХК. Одним словом, почти все от сохи, не начальство, как видите».

Как там в космосе?
Само собой знаменитых известных людей той поры, приезжая на сессии Верховного Совета, Спицын встречал немало. Довелось увидеть молодому депутату тогдашнего генсека Никиту Хрущева, лидера немецких коммунистов Вальтера Ульбрихта, маршала Клима Ворошилова и многих других. Одну из таких встреч увековечил фотокорреспондент одной центральной газеты. Эту историю Александр Николаевич рассказывал с особым чувством.
«Вот она эта фотография, — показывает он приличный по размерам снимок. — На ней меня, можно сказать, случайно запечатлели с космонавтом Андрианом Николаевым и кинорежиссером Сергеем Бондарчуком. Объявили перерыв, и получилось, что шли мы с разных сторон, а встретились все втроем в одной точке. Ну, конечно, давай спрашивать у Николаева, как там в космосе? Он смеется, говорит, что в двух словах не рассказать, это надо там побывать! А тут фотограф из газеты, кажется, из «Известий», подскакивает и щелк нас! Я потом с ним созвонился и фотографию выпросил. Вот теперь память на всю жизнь».

Идти вперед и помнить
18 июля Герою Социалистического Труда Александру Николаевичу Спицыну исполняется 75 лет. Уже давно ветеран СХК, долгие годы проработавший на заводе разделения изотопов, на заслуженном отдыхе. Но комбинат помнит своих героев! Да и герои не забывают о родном предприятии.
«Мое поколение свою задачу с честью выполнило. Хотя приходилось тяжело, трудились на самом деле героически. Себя, бывало, не жалели, что там скрывать, — подытожил наш разговор Александр Николаевич. — Я уже четырнадцать лет как на пенсии, но вижу, что перемены неизбежны. У каждого времени свои приметы, свои темпы. Надеюсь, что и нынешнее поколение сделает все, чтобы комбинат работал еще долгие годы. Желаю молодым широкой дороги, неуклонно двигаться вперед, но не забывать оглядываться назад, помнить о тех, кто создавал этот фундамент, нашу славную историю».

Геннадий Краморенко