30 ноября Герою Социалистического Труда Владимиру Федотову исполнилось 85 лет!

На заслуженный отдых Владимир Иванович ушел в 77 лет в 2002 году. Годом раньше перенес операцию на сердце. Думаете, это стало причиной увольнения? Отнюдь. Отсидев положенные несколько дней после больницы, вернулся «в строй». Чего, спрашиваю, на пенсию тогда ушли, раз без работы так скучно? «Да вот, — говорит, — все-таки возраст, я был ответственный за грузоподъемные механизмы, а краны-то у нас все высотные, а на береговых насосных станциях приходилось, наоборот, спускаться на 30 с лишним метров. Опасно, наверно, — смеется, — для таких, как я. Посоветовался с супругой — так и порешили, что пора уходить. Хотя усталости, надо сказать, я не чувствовал. Силы были и есть».

Что? Где? Когда?

Вот, пожалуй, три слова, три вопросительных знака, ставших для Федотова ключевыми по жизни. Спорт и азарт — все смешалось, не помешав другому увлечению. Именно увлечению, поскольку работа стала одним из таковых. Бригадир, а затем мастер В.И. Федотов был увлекающимся и увлеченным настолько, что работающие под его началом получили нарицательное имя «федотовцы». Слишком маловатой казалась Владимиру Ивановичу установка: «Довести задачу цеха и подразделения до каждого рабочего». Предпочитал конкретику: что, где, когда, зачем и почему, кому предстоит сделать из его подчиненных. И «одеяло на себя не перетягивал», будучи уже «заслуженным-перезаслуженным» не забывает подчеркивать, что все новшества, которые внедрялись с его помощью, — плод коллективного труда. Да, он, как руководитель, всегда старался правильно организовать работу всех членов своей бригады. Каждый из слесарей-ремонтников еще с вечера знал, чем ему предстоит завтра заниматься, отсюда и абсолютное отсутствие беготни и суматохи. Однако хороший организаторский талант еще полдела, не зря ведь про Федотова говорили, что у него просто нюх на какие-то неполадки. Ну и соответственно, природное чутье не подводило при их устранении.

Пароль — «Родина»!

Тяга к различного рода механизмам была у Володи всегда. Мечтавший стать машинистом, поступил он накануне войны в железнодорожное училище. А получилось так, что в течение нескольких лет строил самолеты — «Все для фронта, все для победы!». 25 пацанов сборщиков-ремонтников, отправили в Куйбышев, где в течение короткого промежутка времени были построены три авиационных завода. Вот к «летающим танкам», штурмовикам ИЛ-2 и приложил в свое время руку Владимир Федотов, вернее к самому сердцу летающих машин — моторам. А поскольку цех занимался не только сборкой, но еще и испытанием, то, помимо всех технических профессий, освоил герой нашего материала еще и тонкости испытательной работы.
А в 1948 году горком партии «выписал» высококвалифицированному слесарю-ремонтнику «туристическую путевку» в аккурат до «Маяка». Его согласием на строительство атомной отрасли поинтересоваться «забыли». А вот пароль, который необходимо сообщить представителю министерства на вокзале, попросили не забывать — «Родина».

Незаменимые есть!

В Челябинске-40, как только требовались высокая квалификация, знания и чутье, Федотова «выписывали» из одного хозяйства в другое. Первый реактор частенько из-за неполадок с машинами работал вхолостую, вот наладкой механизмов для бесперебойной подачи воды для охлаждения реактора и занимался Владимир Иванович с помощниками. И не было, говорит, ни одного случая, чтобы реактор был остановлен вне плана, покуда он держал механическую часть на контроле. А при очередной загрузке реактора у Федотова всегда спрашивали разрешение.

Нередки были длительные командировки и на другие предприятия министерства. В следующий раз талантливого слесаря «выписали» в 1955 году в Томск–7, к месту окончательной прописки. Здесь как раз заканчивали строительство первой береговой насосной станции, и качество, с которым пытались сдать строители, не устраивало тех, кому предстояло агрегаты эксплуатировать. Так и начались уже трудовые будни по-северски.

И опять, работая на ЗГЭС, «командировали» Федотова по всему комбинату. Все, что связано с водой и ремонтом, было ему доступно, понятно и подвластно. Вот вам и слесарь. За годы работы накоплена масса реализованных идей. Именно он предложил перевести насосы с подшипников скольжения на подшипники качения. С его подачи внедрен поузловой ремонт насосов вместо подетального. Он инициатор начала реконструкции захлопок обратных клапанов насосов — все перечислять, газеты не хватит. И когда спрашиваешь Владимира Ивановича: «За что ему дали Героя?» — скромно отвечает: «За работу». Правда, есть у него одна небольшая оговорка.

Я работал, а она заслужила

Конечно, как выражаются доблестные французы, о женщине в третьем лице не говорят. Позволим и мы себе такую вольность, только лишь в подзаголовке, поскольку хранительница федотовского домашнего очага очень даже достойна того, чтобы быть упомянутой не просто абстрактно, а по имени-отчеству. «Я всегда был производственником, — говорит Владимир Иванович, — и работа — единственная моя заслуга. А вот то, что она замечена и вознаграждена грамотами, дипломами, орденами (помимо «Золотой Звезды» Героя Соцтруда, в «арсенале» он имеет два ордена Ленина, орден Октябрьской Революции, орден Почета России, две медали «За трудовое отличие», множество других наград, в том числе звание почетного жителя Северска. — От автора), — это заслуга моей супруги Клавдии Ивановны. Именно на ее плечи легла вся моя трудовая нагрузка, она и домом занималась, и дети больше росли с ней, чем со мной. Если вдруг какие неполадки-неприятности на работе — сутки-двое мог дома не появляться.

А потом спорт, как без него можно жить? Я всегда был отчаянным игроком и болельщиком, особенно в Челябинске-40, там ведь и ходить-то было некуда. Так вот и получалось, что садил Людашку в коляску — и на стадион. Руководствовался принципом — гуляй, пока молодой, а это не совсем и не всегда правильно, и с возрастом начинаешь это очень четко осознавать. Так что все мои «герои» заслужены Клавдией Ивановной. Дай бог ей здоровья!

Материал подготовила Наталья Русская