На комбинате снова есть реакторщики

Им предстоит создавать, осваивать и затем работать на реакторе нового поколения БРЕСТ-ОД-300. Все они - выпускники томского политеха, часть успели поработать на российских атомных станциях, часть – пришли на СХК сразу после вуза. Недавно они настойчиво попросили показать им остановленные реакторы комбината, чтобы увидеть оборудование вживую. Вместе с ними на экскурсию в АО «ОДЦ УГР», занимающееся выводом из эксплуатации промышленных уранграфитовых реакторов, отправился и опытный реакторщик, ведущий специалист дирекции ОДЭК Андрей Николаев.

ОДЦ
После стандартной проверки пропусков на проходной ОДЦ УГР попадаем на промышленную площадку. Деревья, посаженные первым поколением работников реакторного завода в середине 60-х годов, уже выросли и почти скрыли производственные корпуса. В одном из них расположены два аппарата, четвертый и пятый, остановленные последними в 2008 году. Оба они не только нарабатывали плутоний для военной программы, но и снабжали теплом дома томичей.
Экскурсию для гостей проводил Юрий Ситников, эксперт по выводу из эксплуатации промышленных уранграфитовых реакторов АО «ОДЦ УГР». Причем, опыт у него не только отечественный, довелось ему посмотреть и на американские реакторы. «Разница между американскими реакторами и нашими принципиальная. У них реакторы в горизонтальном исполнении, у нас в реакторе стержни расположены вертикально. Когда американские коллеги приехали на наши заводы после заключения договора о прекращении наработки плутония, то ходили с широко раскрытыми глазами, понимая, что у нас все сделано гораздо проще и безопаснее. У нас сборку в реактор опускают сверху. Они же для замены топлива подводили новую сборку в горизонтальном положении и, как в жерло пушки проталкивали ее внутрь, тем самым выбивая отработавшую сборку».

БРЕСТ-300

Сделать наглядным

Много о чем еще рассказывал эксперт своим молодым гостям – о том, как работали системы, когда не было компьютеров, куда выводились данные и как на них надо было реагировать. Наглядным пособием прямо здесь служили пульт и панели управления. Затем вся группа перешла в центральный зал.
Опытно-демонстрационный центр владеет уникальными технологиями вывода из эксплуатации. На месте реактора ЭИ-2 уже создан зеленый холм, лишь гранитный камень и мемориальная табличка говорят о том, какая великая миссия была выполнена аппаратом, покоящимся под ним. Такая же участь ждет и остальные четыре остановленных реактора, переданных в ведение АО «ОДЦ УГР». Своей очереди дожидаются и десятки реакторов, отработавших свой срок в стране и в мире. «Меня сюда позвала ностальгия, посмотреть, как коллеги работали, - поделился Андрей Трофимов, главный технолог турбинного отделения ОДЭК СХК. - Эти реакторы выполняли совсем другую функцию. Я на таком в Железногорске работал».


У Игоря Луцика, инженера реакторного отделения БРЕСТ-ОД-300, опыта работы на атомной станции пока нет, только университетские знания. «Больше всего меня поразил титанический труд, - рассказал он. - Если сейчас у нас система вся автоматизирована, то тогда все это делалось вручную. Поразительно, как при том уровне развития техники и электроники, была собрана панель, щит управления реактором! Сейчас от человека требуется, во-первых, непрерывное развитие, ведь все меняется очень быстро. А во-вторых, нужно знать многое, по всем направлениям. То есть инженеру по управлению реактором нужно знать и теплофизику реакторов, и нейтронную физику и даже экономику». И не только технические дисциплины.
Каждый должен знать историю своего предприятия. В этом убежден Андрей Николаев, главный специалист (по техническому обеспечению) службы инженерной поддержки проекта по созданию реакторной установки БРЕСТ-ОД-300. Он – наглядное подтверждение связи поколений реакторщиков СХК. Его атомная биография началась в 1981 году после физико-технического факультета ТПИ, который он окончил с красным
дипломом. Затем была работа на объекте № 5 СХК, где он начинал инженером и дорос до должности директора. «Перед сооружением реактора нового поколения мы набрали молодых ребят, которые приехали с действующих станций России – с Калининской, Ростовской АЭС. Они, конечно же, должны знать историю этих реакторов. СХК свою военную миссию выполнил, реакторы все остановлены. И мы показываем новому поколению, в каких условиях работали тогда люди, и выпускали продукцию, необходимую для обороноспособности нашей страны», - говорит Андрей Георгиевич.
СХК в этом году планирует приступить к сооружению энергоблока нового поколения по проекту «Прорыв». Строить его и потом работать на этом оборудовании, будет новое поколение инженеров-реакторщиков комбината.

Евгения Суслова