Тема хранения в Томске под открытым небом отходов атомного производства появилась, скорее всего, неслучайно, считают специалисты

Росатом" прокомментировал публикацию во французской "Либерасьон", в которой было заявлено, что на территории СХК под открытым небом хранятся отходы атомного производства. В коридорах "Росатома" не удивились публикации из Франции — подобные заявления в зарубежных СМИ появляются нередко. Кто и зачем это делает, остаётся догадываться, но точно понимают: объект информатаки — не отдельно взятый завод или комбинат, а скорее, атомная энергетика вообще и в России в частности. И. Конышев, директор департамента по работе с общественными организациями и регионами ГК "Росатом": "Многие радикальные экологические организации часто используют подобного рода темы, чтобы возбудить интерес к атомной энергетике и таким образом иметь возможность протестовать против этого. Учитывая, что Северск и Томская область сейчас стремятся иметь у себя на территории АЭС, создать новый атомный объект, скорее всего, это каким-нибудь образом связано". Центральный объект очередного скандала в Северске — площадка для хранения обеднённого гексафторида урана. Основной аргумент скандальной публикации незамысловат: под открытым небом в Сибири лежат ядерные отходы. Имеются в виду контейнеры с ОГФУ. Российские атомщики объясняют: ОГФУ во всём мире существуют столько же десятилетий, сколько ядерная энергетика. Во всём мире — в США, Европе, России — хранятся именно так, на открытых площадках, в ёмкостях, рассчитанных на 100 лет.

Доктор технических наук В. Середенко 4 года работал международным экспертом рабочей группы МАГАТЭ. Он показывает международный документ, составленный этой всемирно уважаемой организацией. Согласно документу, ОГФУ не является отходом. В. Середенко: "Это ценный радиоактивный материал, его радиоактивности ниже природного урана". Радиационный фон ОГФУ, утверждает В. Середенко, вдвое меньше, чем, скажем в метро, где много гранита. С этой точки зрения он практически безопасен. Аргумент террористической угрозы заметно бледнеет. Большую опасность представляет мясокомбинат, где есть аммиак. Но никто против мясокомбинатов не выступает. В 90-е годы Россия не только хранила свои ёмкости с ОГФУ, но и завозила их из Европы. Это позволяло обеспечить работой заводы и было экономически выгодно. Наша страна, в отличие от других, способна доизвлекать из "выжатого" сырья остатки изотопа урана-235, на котором сегодня работают реакторы. … ОГФУ может применяться и в других сферах, вплоть до народного хозяйства. Его планируется использовать обеднённый уран и в атомных реакторах, но нового типа, которые как раз на нём и работают — это реакторы на быстрых нейтронах. С ними запасов урана хватит на тысячелетия.

"Вести-Томск", РТР